Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Впериод восстановления народного хозяйства Краеведческаяработа природного своеобразия, экономики и фольклора, тесно связывая эту работу с программным материалом, добиваясь того, чтобы эта дея­ тельность углубляла и расширяла знания учащихся. Учителя области откликнулись на этот призыв. Одним из них был В. Г. Сизов, учитель географии СШ № 3 Мончегорска. Силами геогра­ фического кружка 5-х классов изготовили рельефный макет местности города и его окрестностей. Учащиеся совершили на лыжах экскурсию на гору Нюдуайвенч, с вершины которой ознакомились с рельефом ранее изученного и изображенного на топографической карте участка. После этого была проведена коллективная работа по созданию карты, учащиеся научились свободно оперировать масштабом, их географиче­ ские представления стали конкретными, они приобрели ценные прак­ тические навыки работы лобзиком, алмазом, с папье-маше, прочные навыки чтения топографической карты. Много мероприятий краеведческого характера было посвящено 30-летию Мурманска. Институт усовершенствования учителей разра­ ботал программу педагогической конференции, посвященной этой да­ те, предложил школам программы и методические рекомендации по организации работы краеведческих кружков. На уроках широко использовался краеведческий материал. Во многих школах были организованы географические, исторические, юннатские кружки, стали регулярно проводиться экскурсии на пред­ приятия, в колхозы и совхозы. В Мурманске экскурсии организовыва­ лись на суда тралового флота, на рыбокомбинат, в локомотивное и ва­ гонное депо, на ТЭЦ, хлебозавод, мясокомбинат, в совхозы "Арктика", "Индустрия", а также на предприятия Мончегорска и Кировска. Имен­ но в это время зародились шефские связи классных коллективов с ры­ боловецкими экипажами. Краеведческая деятельность нашла отражение в планах работы пионерских и комсомольских организаций. Проводились пионерские сборы по истории края, организовывались встречи со знаменитыми людьми города. Одной из лучших школ города по краеведческой работе была школа № 5 (директор Неонила Федоровна Стеклова). Старшей пио­ 234

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz