Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Народное образование Кольского края до революции Александровское городское училище школе грамоты "слабо ведется дело по счислению (арифметике) и не успешно по письму как по каллиграфии, так и орфографии". В Кильдинской церковноприходской школе успехи признаны средними. Лишь в Печенгской - Баркинской школе проверка отмети­ ла удовлетворительное состояние, "хотя надо бы лучше, особо по письму". Только министерские школы получали средства на содержа­ ние и оплату жалованья из бюджета. Так, Кольская школа получила на 1890 год 868 рублей. Остальные же не имели и того - они находились на обеспечении церковных советов, сельских обществ и средств, соби­ раемых с населения по 6,5 копейки с одной души, а также за счет бла­ готворителей и попечителей. Все это вело к нищенскому существова­ нию школ и школьных работников. Лишь отдельные школы имели собственные помещения, например церковноприходская школа в Коле, Пазрецкое сельское начальное училище и некоторые другие. А построенное в 1899 году городское училище в г. Александровске по сравнению с другими школами выгля­ дело настоящим дворцом: стояло на каменном фундаменте и имело четыре просторных класса, раздевалки, учительскую, служившую од­ новременно библиотекой и кабинетом учебных пособий, и длинный коридор, в котором проходили занятия по гимнастике. Учебный план училища включал следующие дисциплины: Закон Божий - 315 часов, чтение и письмо - 250, русский и церковнославянский - 414, арифмети­ ка и геометрия - 653, история и география - 181, естествознание и фи­ зика - 170, рисование и черчение - 88, пение и гимнастика - 177. В начале XX века возникли на Мурмане и светские школы (заво­ дские при лесопильных заводах, Александровское городское училище). Обучались дети и за пределами края (Кемское шкиперское училище, Архангельское епархиальное училище). Шел процесс обучения и взрослого населения. О повышении уровня грамотности говорят факты появления сельских и городских библиотек, читален, клубов. Здесь можно было не только почитать книги, но и посмотреть спектакли, послушать лекции по русской исто­ рии, словесности, географии и т. д. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz