Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Народное образование Кольского края до революции Роль церковноприходских школ - Кто вам сделал? - Сами. Пришлось действительно подивиться... Каждая мачта на месте, канаты, такелаж - все прилажено как следует. Из материных шпилек якоря понаделаны. Каютки, из слюды - окошки; трюм... " Кольский исправник Горбатов, препровождая губернатору третье прошение колян, в рапорте от 14 февраля 1881 года указывал, что в го­ роде Коле "весьма чувствительно" ощущается потребность в шкипер­ ском училище. "Одна школа, научаящая читать и писать, - отмечает он, - не удовлетворяет желание жителей... Мореходные классы до­ полнят недостающее, дав самые практические сведения о той жизни и занятиях, к которым население по местным условиям более всего подготовлено". Но правительство отказалось выделить необходимые средства. Было бы ошибкой недооценивать роль церковноприходских школ в деле ликвидации неграмотности населения многонациональной Рос­ сии. Ведь эти школы открывались в самых окраинных районах Россий­ ской империи, в самых глухих деревнях и селах. Исследователь православной педагогики А. Стрижев пишет; "Все­ го десять лет понадобилось, чтобы число таких школ возросло с четы­ рех тысяч до тридцать одной тысячи. Более миллиона детей сели за парты. В помощь преподавателям с 1887 года в Киеве стал выходить ежемесячный журнал "Церковноприходская школа", редактор П. Игна- ti 1 тович . Надо иметь в виду, что большинство населения дореволюционной России было верующим. "Церковно-религиозная педагогика характеризуется преобладаю­ щим положением церкви в просвещении народа. Оно заключалось в изучении церковных книг, учителями были духовные лица. Учились для того, чтобы лучше уразуметь церковные службы и тем приблизить­ ся к Богу. Церковное образование было единственным типом для всех: богатых и бедных, мальчиков и девочек. Как внешкольное, так 1 Основы православной педагогики / Сост. А. Стрижев, С. Фомин. М.: Мол. гвар­ дия, 1996. С. 3. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz