Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Псалтырь. Часослов. Катехизис Со второй половины XVII века обучение чтению в России велось по печатным букварям. Сначала заучивали азбуку со славянскими на­ званиями букв: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, иже и т. д. Затем ученики заучивали "двоеписьменные" открытые слоги, сочетая все гласные буквы алфавита в последовательном порядке со всеми глас­ ными: ба, ва, га, и т. д. Потом следовали "троеписьменные" слоги: бра, вра, гра... и т. д. , причем требовалось сначала назвать каждую букву, а затем весь слог: буки-аз - ба, веди-аз - ва и т. д. Обучение чтению буквослагательным методом проводилось по первым книгам для чтения - Часослову и Псалтыри. Это религиозные книги. Часослов - в православной церкви сборник молитвословий и песнопений для ежедневных церковных служб, в том числе служб, называемых "часы" (отсюда и название). Псалтырь - одна из книг Вет­ хого Завета, состоит из 150 псалмов (песен). Псалмы, содержащие тол­ кование Священного Писания, называются толковыми. По мнению православных педагогов, "из всех книг, написанных руками человеческими, ни одна, не исключая даже Евангелия, не по­ ложила на христианское чувство и сознание печати столь неизглади­ мой, столь властной, как именно Псалтырь. Самая пророческая из про­ роческих книг, она стала азбукой христианства. В то же время она ос­ тается венцом молитвенного песнопения, недосягаемым образцом, не­ иссякаемым источником, питающим поэтическое творчество двух ты­ сячелетий"1. В фондах музея "История народного образования Кольского края" имеются псалтыри, часословы разных дореволюционных лет издания и Катехизис. Это церковно-учебное пособие, излагающее в форме во­ просов и ответов догматы и принципы православной церкви. По этой книге изучали один из основных школьных предметов - Закон Божий. Современники, наблюдавшие жизнь колян, отмечали большое стремление их детей к мореплаванию и судостроению. "У самой воды, - писал В. И. Немирович-Данченко, - играли ребятишки, спуская кораб­ ли. Две шхуны были особенно хорошо сделаны... 1 Рачинский С. А. Сельская школа: Сб. статей. 5-е изд. СПб.: Синодальная типо­ графия, 1902. С. 302. 19 Народное образование Кольского края до революции

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz