Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Школы Кольского края в годы Великой Отечественной войны Л. Ф. Антропова, Т. Д. Крутикова о СШ № 2 месяц получили карточки. Школа хорошо снабжалась дровами, было тепло и уютно в эту первую суровую зиму. Занятия часто прерывались из-за воздушной тревоги, и мы с деть­ ми быстро эвакуировались в подвал дома № 25 по проспекту Ленина, где были отведены специальные отсеки для школы. Дети были очень подтянуты, дисциплинированны. Дежурный в школе почти не обнару­ живал учащихся, которые не ушли в убежище или опоздали после от­ боя на урок. В школе было твердое расписание уроков и внеклассных меро­ приятий. Проводились педсоветы, совещания. Между классами и внут­ ри классов были организованы соревнования, наглядно подводились итоги. Учителя между собой были внимательны, чутки, делились всем, поддерживали морально. С учащимися проводились утренники. А как малыши любили про­ смотр сказок через эпидиаскоп! На 7 Ноября, Новый год, 1 Мая, не­ смотря на трудности с питанием, каждому ученику дополнительно вы­ делялось по белой булочке, что было самым дорогим подарком, и нуж­ но было видеть, навсегда запомнить эти радостные лица детей!" Вот как описывает ход учебы в 1941 году директор средней шко­ лы № 2 г. Мурманска Л. Ф. Антропова: "Выли сирены, вспыхивали в разных концах города пожары, рвались бомбы, падали "зажигалки" - жизнь в школе шла своим чередом со своими радостями и огорчения­ ми. Только строже стали учителя и учащиеся, необычайно дорожили своим временем, чтобы выполнить задание, - учебный год должен быть закончен успешно. Иногда уроки продолжались и в бомбоубежищах"1. Об этом трудном времени делится своими воспоминаниями и Татьяна Давыдовна Крутикова, которая в 1941/42 учебном году была завучем школы № 2 и вела уроки математики: "Несмотря на военное время, в школе было тепло, светло и уютно. Учителя, все работники школы трудились с большим напряжением. Дети занимались с боль­ 1 Антропова Л. Ф. История второй средней школы // Метод, сб. Мурманск, 1947. С. 97. 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz