Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Церковноприходские школы цель их деятельности: "Утверждать в народе религиозные и нравствен­ ные понятия и распространять первоначальные полезные знания". К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержавшиеся за счет казны, обществ и частных лиц. В начальных школах преподавались Закон Божий, чтение "по кни­ гам гражданской и церковной печати", письмо, четыре арифметиче­ ских действия и, где возможно, церковное пение. Все преподавание велось на русском языке. Продолжительность обучения в "Положении" не указана (обычно 2-3 года). Не был указан в "Положении" и возраст учащихся. Принимались в народные училища дети из всех сословий. Там, где не было возможности открыть отдельно начальные училища для маль­ чиков и девочек, допускалось совместное обучение. Учителями начальных училищ имели право быть служители куль­ та (священники, дьяконы и псаломщики) или светские лица. От духов­ ных лиц не требовалось никаких документов, подтверждающих их подготовленность к преподаванию, добрую нравственность и полити­ ческую благонадежность. Светские лица должны были получить осо­ бое разрешение на преподавание от уездного училищного совета. В 1884 году были утверждены "Правила о церковноприходских школах", согласно которым создавались одноклассные (двухгодичные) и двухклассные (четырехгодичные) школы, тогда как в земских шко­ лах уже с 60-х годов устанавливается трехлетний срок обучения. Лишь к концу 90-х годов, когда во многих земских школах стал вводиться четырехлетний курс, продолжительность обучения в церковноприход­ ских школах была увеличена до трех лет. В одноклассных школах преподавались: Закон Божий (с изучени­ ем молитв, священной истории и краткого катехизиса), церковное пе­ ние, чтение, письмо и начальные сведения по арифметике. В двух­ классных, кроме этих предметов, учащимся давались "сведения из ис­ тории церкви и отечества". Сведения по природоведению и географии не сообщались учащимся вовсе, рассказы из русской истории препод­ носились в монархическом духе. В качестве дополнительных пред­ 75 Народное образование Кольского края до революции

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz