Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.
Ликвидацш неграмотности в Кольском крае Проблемы обучения саамской молодежи Годы Начальные школы Количество саамов в учебных заведениях Всего уч-ся Число В них уч-ся Институт народов Севера 11 Педтехникум 0 1930 7 105 116 1931 9 145 21 9 175 1932 12 190 17 27 234 1933 15 221 15 33 269 1934 17 239 10 35 284 Н. Н. Волков отмечает, что "многие из учащихся в Институте на родов Севера или педтехникуме не доучились, бросили учебу и, воз вратившись на родину, не ведут сколько-нибудь заметной воспита тельной работы. Объясняется это тем, что мурманские органы народ ного образования не делали тщательного отбора посылаемых на учебу под углом их соответствия будущей культурно-общественной деятель ности. В равной мере следует отметить не везде удовлетворительное укомплектование педагогическим составом начальных школ. Нередко в качестве педагога в прекрасной рубленой новой школе приходилось видеть молодого, скучающего русского юношу, недавно окончившего педтехникум, не имеющего ни интереса, ни сведений о саамском наро де. В некоторых случаях на педагогическую работу в селения посыла лись безнадежные пьяницы, как, например, бывший заведующий Во- ронинской школой Алексеев"'. В процессе ликвидации неграмотности насаждалась и классовая пролетарская идеология с нетерпимым отношением к религиозному мировоззрению и деятелям православной церкви. Практически все крупные партийные и государственные деятели Советской России вне сли свою лепту в антирелигиозную деятельность. Хрестоматийно из вестны работы В. И. Ленина "О значении воинствующего материализ ма", "Социализм и религия", Н. К. Крупской "Об антирелигиозном воспитании" и другие, которые издавались огромными тиражами. 1Волков Н. Н. Российские саамы: Историко-этнографические очерки. Каутокей- но - СПб., 1996. С. 102. 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz