Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Ликвидация неграмотности в Кольском крае Институт народов Севера образован в Институт народов Севера. В Институте народов Севера учились многие молодые саамы, в их числе Тимофей Дмитриев из Шонгуя, Мария Павлова из Пулозера. В 1932 году закончил колхозно­ кооперативное отделение этого института и стал работать в Коле за­ местителем председателя райкомхозсоюза саам Андриан Иванович Герасимов. А Якова Ивановича Осипова из Рестикента после оконча­ ния института и годичных юридических курсов в Ленинграде первым из саамов избрали судьей. Когда в Мурманском педагогическом техникуме открылось саам­ ское отделение, призванное готовить учителей местных школ, препо­ давателем его стал еще один выпускник ИНСа - туломский саам Иван Андреевич Осипов1. Всем было ясно, что обычные школы непригодны для обучения народов Севера. После долгих дискуссий пришли к выводу: нужно соз­ давать новый тип школы - школу-интернат, где дети могли не только учиться, но и жить в течение всего учебного года, получая от государ­ ства бесплатное питание, одежду, приобщаться к культурным ценно­ стям и достижениям цивилизации. В школе-интернате дети впервые узнавали, что такое баня, мебель, знакомились с азами этики. Тогда еще никто не видел теневой стороны школ-интернатов и всей системы государственного воспитания, когда дети отрывались от культурной и производственной среды своих народов, забывали народные традиции, обычаи и не только не развивали национальную культуру, но и теряли к ней всякий интерес. Комитет народов Севера разработал рассчитанные на три года комплексные программы обучения на национальном языке. Учебный материал каждого года разбивался на четыре периода. Первый - осен­ ний (с 15 августа по 15 октября), когда дети из чумов, юрт, становищ приходят в школу-интернат. Учитель, учитывая привычки детей, их запас наблюдений, представления об окружающей природе, жизни и быте, постепенно вводит их в жизнь школы, в русло культуры и ци­ вилизации в целом. Второй период - зимний (с 15 октября по 15 марта), 1См.: Ушаков И. Ф., Дащинский С. Н. Кола. Мурманск: Кн. изд-во, 1983. С. 128. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz