Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

СШ№ 19 (No 12) щали об успехах в учебе, интересных пионерских и комсомольских делах. Мурманским учителям и ученикам было о чем рассказать, было что показать. Завершена ликвидация неграмотности взрослого населе­ ния, осуществлено всеобщее семилетнее образование, созданы необхо­ димые предпосылки для дальнейшего улучшения работы школ. Успешно завершив 1940/41 учебный год, школы начали подготов­ ку к новому учебному году. На улице Комсомольской строилась школа на 880 мест. Заканчивалось строительство Дома учителя. Рассказ о школах 30-х годов хочется завершить прекрасными вос­ поминаниями выпускника 1941 года школы № 19, участника войны, а потом учителя истории и директора ряда школ г. Мурманска, отлич­ ника народного просвещения РСФСР Сергея Александровича Вирина: "Но больше всего нам повезло на учителей. Большинство из них были ленинградцами и приехали на Мурман по призыву, чтобы осуще­ ствить культурную революцию. Десятилетнее среднее образование было еще редкостью и получа­ ли его только добровольцы. Никто не выгонял, но никто и не заставлял заканчивать 10 классов. Они были не просто хорошими, они были талантливыми - наши незабвенные учителя. Их уже никого нет в живых. От имени всех своих школьных товарищей, живых и мертвых, я говорю им: "Спасибо" и прошу простить за это запоздалое признание в уважении и любви. Вера Степановна Карпинская - учительница литературы; историю и Конституцию СССР преподавал Борис Давыдович Зак. Конституцию мы знали назубок. Его пунктуальность, требовательность, принципи­ альность, я уверен, до сих пор помнят многие учителя и ученики. Иван Александрович Сазонов, учитель физики, погиб на фронте. Колоритной фигурой был учитель математики в старших классах Савва Варфоломеевич Тестас. Старой гимназической закалки, с седой голо­ вой, он никогда не повышал голоса, но с его появлением в классе воца­ рялась священная тишина. Он научил нас решать такие алгебраические и тригонометрические примеры, каждый из которых занимал несколь­ ко страниц. В 9 -10-х классах историю пришел преподавать Михаил Александрович Светлов - молодой, ослепительный красавец с мягким, 121 Содержание учебно-воспитательной работы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz