Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Н ародное ОБРАЗОВАНИЕ Кольского КРАЯ ДО РЕВОЛЮЦИИ Долгое время считалось, что Кольское Заполярье до революции - дикий, "забытый Богом" край, где население было полностью негра­ мотным. Однако академик И. Ф. Ушаков убедительно доказал, что на Мурмане грамотных было больше, чем среди крепостных крестьян Центра и Юга России. "По общероссийской переписи 28 января 1897 года, в Кольском уезде насчитывалось 9183 жителя, из них грамотных было 2624. В воз­ расте 9 лет и старше грамотность в целом по уезду составляла 36,0%, в городе Кола - 52,1%, в саамских погостах - около 5% (общероссий­ ский уровень грамотности населения в возрасте 9-49 лет равнялся 28,4%)"'. Промысловая деятельность поморов требовала умений и навыков не только лова рыбы, но и ведения расчетов при торговле, получении жалованья. Надо было вести деловую переписку, подавать прошения (челобитные), писать завещания, купчие и т. д. Поэтому еще задолго до появления первых школ в Заполярье существовало домашнее образо­ вание. Элементарным типом домашнего образования можно считать пе­ редачу от родителей детям основ мировоззрения, в том числе и рели­ гиозное воспитание, обыденных знаний, профессионального опыта, а иногда и азов грамотности. В России на протяжении ХѴШ-ХІХ веков практика домашнего образования имела важное значение для форми­ рования системы общего образования. Особенности и содержание домашнего образования зависели от сословной принадлежности семьи, ее обеспеченности, от национально­ культурных традиций. Такая форма образования получила широкое распространение среди дворянства, особенно в тех губерниях, где ро- 1Ушаков И. Ф. Кольская земля. Мурманск: Кн. изд-во, 1972. С. 462.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz