Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

СШ№ 19 (№ 12) начались 1 сентября 1936 года, уроки проводились в три смены (третья занималась с четырех до девяти вечера), за партами сидело по трое и даже по четверо человек. Порою классы, кроме основного здания, размещались в отстоящих достаточно далеко друг от друга деревян­ ных, мало приспособленных для учебы домах с печным отоплением. Первым директором школы № 19 стала Евгения Ивановна Гусева. До этого она возглавляла школы № 2 и 11, недолго заведовала гороно. Симпатичный и душевный человек, располагавший к себе при первом знакомстве, она умела создать в школах спокойную, доброжелатель­ ную и творческую обстановку, сплотить коллектив. В начале войны Евгения Ивановна была начальником эшелона с эвакуированными детьми. Умерла в эвакуации. Скоро добрая слава о школе разнеслась по всему городу. За успехи в учебе, за большую общественную работу и идеальный порядок она стала называться образцовой. Переходящее Красное знамя города поч­ ти все время находилось именно здесь. "Паркетный пол, стены, окна, стеклянные двери блестели как зер­ кало. Школа всегда была празднично нарядной, уютной, теплой, кра­ сивой. Ребята ревниво оберегали ее, - пишет учительница Елизавета Александровна Новокрещенова. - Чем отличалась наша школа от дру­ гих? Пожалуй, самое правильное будет, если я скажу - дружбой. Хотя коллектив был большой, но это был очень слаженный, дружный, еди­ ный коллектив. Учителя старших классов работали в тесном контакте с нами, учителями начальных классов. Они незаметно, тактично помо­ гали нам. Приятно вспомнить, что педагогический коллектив умел не только хорошо трудиться, но и организованно, культурно отдыхать. Мы часто устраивали культпоходы в кино, театр, устроили кружок танцев для учителей (тогда немногие умели танцевать). А как торжест­ венно и весело отмечали мы праздники Красного календаря! После торжественной части всегда начиналась художественная самодеятель­ ность. Среди учителей были и чтецы, и певцы, и танцоры. Директор и завучи школы следили за ростом мастеров педагогического труда, а те, в свою очередь, помогали овладеть искусством обучения и воспи­ тания своим коллегам. Весь коллектив школы мне очень нравился, я на 99 Школы Мурманска в 30-е годы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz