Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Школы Мурманска в 30-е годы СШ№ 17 (№ 1). А. В. Коган "Первой моей школы уже нет. Мурманчане называли это двух­ этажное деревянное здание "Дворцом труда". На этом месте стоит дом, где находится центральный сберегательный банк (ул. Ленинград­ ская). А в 1935 году учащихся нашей школы перевели в новые школы, только что построенные. Я оказалась в 17-й школе. Большая парадная лестница из огромного вестибюля вела на 2-й этаж, и мы замирали от восторга. Большие светлые классы, широ­ кие коридоры, спортивный зал, просторные рекреации... Какое это бы­ ло для нас счастье - учиться в такой школе! А учителя? Михаил Андреевич Погодин, Федор Иванович Быст­ ров (преподаватель русского языка), Михаил Фридрихович Меркиш, Николай Осипович Юхтер, Милица Михайловна Гапонова (учитель математики), Анна Андреевна Котляревская (учитель географии), Яков Афанасьевич Маслов (учитель биологии) и другие. В школе было интересно, не хотелось уходить, и нас часто выпро­ важивали из школы с большим трудом..." Первым директором стал Александр Владимирович Коган - по воспоминаниям людей, "молодой высокий худощавый человек, с ум­ ным, чуть лукавым взглядом. В разговоре слегка заикался. Отличался искренностью и добротой". Агния Михайловна Филянова (впоследствии проректор учитель­ ского института по заочному обучению) вспоминает, каким трудным был первый год работы в школе. После окончания девяти классов она прошла полуторамесячные курсы и ей поручили вести один из млад­ ших классов. "Помню, в первый же день Александр Владимиро­ вич поинтересовался, как прошли наши первые уроки. Выслушав нас, он, смеясь, сказал: "Ну, у вас еще хорошо обошлось. А у меня было хуже. Весь урок я сумел провести за 15 минут. А потом побежал в дру­ гой класс спросить у завуча, что же мне делать дальше. "Поговорите с ними о лете", - посоветовала она. Я обрадовался и предложил ре­ бятам рассказать, как они провели каникулы. Тогда нам не хватило урока". Ученики и педагоги школы очень любили и уважали А. В. Когана за интересные уроки истории, за то, что он активно подключался 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz