Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.
Пионервожатые 30-х годов. Кольская школа и т. д., и на всю жизнь запомнил я таких активных комсомольцев, сво их друзей, как Вася Кокорев, Саша Лебедев, и одноклассников, соуче ников: Тоню Ильяшевич (Дубинину), Мишу Сергейчика, Неонилу Стеклову, Сережу Исаева и многих других, а также свою старшую пионервожатую, которую мы звали просто "товарищ Сима", и чуткого, доброго директора школы № 1 Витвера Владимира Яковлевича. Мы старались быть похожими на них, быть еще лучше, сделать дел славных побольше. И учились, и делали. Такая деятельная жизнь мно гим из нас верно определила и выбор профессии в дальнейшем. Я, на пример, не случайно стал педагогом. Помню, как мы здорово заряжа лись от взрослых энтузиазмом, вместе трудясь, видя их труд и успех, вместе говорили: "Даешь пятилетку в 4 года!", "Долой обезличку и уравниловку!". Знали, помнили, понимали о хозрасчете, об ударниче стве, о подрядной и аккордной системе работы взрослых". В это время в Мурманске хорошо были известны вожатые А. Вол кова (Радько) (СШ № 17), 3. Афанасьева (СШ № 19), М. Хажева (СШ № 2), А. Осоко и С. Лоушкина (ж/д база), Л. Трясучкина и Т. Ме- лентович (СШ № 10) и другие. В области с энтузиазмом работали "ре бячьи комиссары" А. Полякова (Хибиногорск), В. Белый (Пулозеро), М. Жабина (Кандалакша) и другие. В 1921 году молодые учителя Кольской школы и ее бывшие ученики создают в Коле первую в волости комсомольскую ячейку, а 19 мая 1924 года в Коле создан первый пионерский отряд, ставший для многих ребят первой школой гражданского воспитания. Уже через год о делах кольских пионеров узнал весь Мурманский край - они вы растили большой урожай овощей на своем огороде, что по тем време нам было добрым примером для жителей Колы. А вскоре все кольские пионеры выступили с весьма решительным в то время почином: они заявили, что пасхальные дни 4, 5 и 6 мая будут учебными днями в их школе. Это был конкретный шаг в борьбе с церковью и религией, ко торая велась в те годы по всей стране, так как воинствующий материа лизм был одним из важных направлений идеологической работы. Высокая требовательность пионеров к результатам своей учебы, к состоянию дел в школе передавалась и остальным учащимся: они 79 Создание пионерской и комсомольской организаций
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz