Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

Комментарии I. Эмпирический этап в развитии педагогики. Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений. На Западе издавна существовали школы афинского и спар­ танского воспитания, школы греческой культуры, монастырские, го­ родские, соборные и городские школы, системы католического (на­ пример, иезуитского) обучения. На Востоке китайские ученые реализовывали в школьном обу­ чении изучение четырех дисциплин: морали, языка, политики и ли­ тературы; впервые выдвинули концепцию идеального человека - не по происхождению, а благодаря обучению и воспитанию. Арабские же и иранские мыслители всегда стремились повысить общую цен­ ность образования, подчеркивали важность систематического и по­ стоянного учения, необходимость всестороннего физического и ду­ ховного развития людей, формирования у них таких качеств, как уважительное отношение к старшим, справедливость, вежливость, смелость. II. Этап формирования педагогики как науки. Научная педагогика зародилась в начале XVII в. Ее основате­ лем считается педагог-гуманист Я.А.Коменский (1552-1670). Впо­ следствии основное внимание уделялось разработке теорий эле­ ментарного и воспитывающего обучения (И.Гербарт), реализации дидактики развивающего обучения (Ф.Дистервег), эксперименталь­ ной педагогике и педоцентризму (Д.Дьюи). В России развитие педагогики шло по пути формирования стройной системы образовательных учреждений во главе с создан­ ным специально Министерством народного просвещения. В своей деятельности оно руководствовалось идеями основоположника оте­ чественной педагогики К.Д.Ушинского, который добивался реализа­ ции на практике идеи народности общественного воспитания. III. Современный этап развития педагогики. В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание эко­ номического прогресса общества, необходимость создания высоко­ технологичных систем обучения и подготовки специалистов конкрет­ ного профиля. В результате за рубежом сложились определенные предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную об­ ласть знаний, ориентированную прежде всего на решение проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев. В СССР педагогическая наука решала преимущественно за­ дачи воспитания, повышения эффективности и качества образова­ 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz