Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

тых из других наук. Это обстоятельство негативно сказывается на педагогической практике. Ни одна из смежных педагогических наук не изучает педагогическую действительность целостно и специаль­ но. При таком подходе не может быть разработана целостная фун­ даментальная основа для педагогической практики"1. 3. Продуктивной, по мнению большинства ученых, являе только третья концепция, согласно которой педагогика - это само­ стоятельная научная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения. Понятие и термин "педагогика" имеют по смыслу и сущности по меньшей мере четыре сферы деятельности, или аспекта: практи­ ческий инструмент (практика), искусство (педагогическая инжене­ рия), теория и учебная дисциплина (предмет или курс). 1 Педагогическая практика - учебно-воспитательная деятель­ ность на основе интуиции. На уровне здравого смысла и традицион­ ных представлений о воспитании. Исторически она зарождается прежде, чем искусство и теория в педагогике. Вместе с тем совре­ менная практика организуется как конкретное воплощение в учебно- воспитательном процессе рекомендаций педагогической теории. В частности, она особенно характерна для народной педагогики. 2. Педагогика как искусство (труды И.Ф.Герберта, К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева): уже обобщен опыт поколений, и он дает положительный результат. В этом случае традиция осознанна, деятельность организуется на уровне достигнутого, т.е. воспита­ тельные умения и навыки доводятся до совершенства (мастерства), но новой информации нет. В этом значении личный опыт воспитате­ ля играет решающую роль. Именно по этой причине К. Д. Ушинский педагогику, подобно медицине, отнес не в разряд науки, а причислил к искусству, считая, что в ней допускается "произвол". А там, где присутствует произвол человека (педагога, мастера), науки нет, но есть искусство. Г.П.Щедровицкий этот аспект педагогики назвал пе­ дагогической инженерией, когда предписаны рекомендации по учеб­ но-воспитательной деятельности, выведенные из теории. 3. Теоретический аспект педагогики (педагогика как наука). По­ требность в новых знаниях возникает там и тогда, когда обнаружи­ вается противоречие и разрыв между традиционной педагогической практикой и обобщенным искусством. Мастерство педагога дает сбои, не срабатывает; опыт мастера не дает объяснения новому не­ традиционному педагогическому явлению: почему не достигнута цель, какие причины обусловили отход результата воспитательной деятельности от привычно ожидаемого? Так начинается поиск ново'Сластенин В.А., Исаев И Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. В 2 ч. - М.: Владос, 2003. - Ч. 1. С. 11. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz