Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
(например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.)"1. Например, в качестве показателя берется какая-то одна черта человеческой личности или характера (доброта, инициатива, авто ритет среди товарищей, организаторские способности). При проведении ранжирования следует добиваться, чтобы ученики точно и однозначно понимали условие задания. Успешно проходит ранжирование в группах до 15 человек; в группах с боль шим числом ребят следует учитывать только первые 15 мест. Например, в классе нужно выбрать ответственное лицо для руководства важным делом. Решающим качеством в этом случае является авторитет ученика среди товарищей. Всем ребятам дается список класса (в алфавитной порядке) и предлагается каждому уче нику против каждой фамилии поставить цифру от 1 до 15, отражаю щую степень авторитета данного человека в классе. Задание можно варьировать. Скажем, определять степень ав торитета только среди мальчиков, только среди девочек; можно де вочкам давать список ребят и наоборот. Ранжирование можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций ребят. Например, группе школьников дается список черт характера, состоящий из следующих качеств: трудолюбие, ум, доброта, делови тость, жизнерадостность, практицизм, организаторские способности, верность, целеустремленность, хозяйственность, идейная убежден ность, принципиальность, смелость, коллективизм, любознатель ность, патриотизм, честность, находчивость, чувство товарищества, общительность, гордость, скромность, сила воли, щедрость. (Разу меется, список может быть и другим.) Из них предлагается выбрать восемь наиболее важных, с точки зрения опрашиваемого, после чего ему нужно расположить выбранные качества в порядке важности. Воспитателю полезно знать, какие качества ценят в людях его вос питанники. "Шкалирование - метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В науках социальных - антропологии, социологии, психологии, педагогике и пр. - шкалирование является одним из важнейших средств анализа математического изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, полу чаемых посредством наблюдения, изучения документов, опроса ан кетного, эксперимента или тестирования" . 'Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие / Андреева Г.А., Вяликова Г.С., Тютькова И.А. - М.: В.Секачев, 2005. 2Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1998. - С. 765-766. 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz