Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

(например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.)"1. Например, в качестве показателя берется какая-то одна черта человеческой личности или характера (доброта, инициатива, авто­ ритет среди товарищей, организаторские способности). При проведении ранжирования следует добиваться, чтобы ученики точно и однозначно понимали условие задания. Успешно проходит ранжирование в группах до 15 человек; в группах с боль­ шим числом ребят следует учитывать только первые 15 мест. Например, в классе нужно выбрать ответственное лицо для руководства важным делом. Решающим качеством в этом случае является авторитет ученика среди товарищей. Всем ребятам дается список класса (в алфавитной порядке) и предлагается каждому уче­ нику против каждой фамилии поставить цифру от 1 до 15, отражаю­ щую степень авторитета данного человека в классе. Задание можно варьировать. Скажем, определять степень ав­ торитета только среди мальчиков, только среди девочек; можно де­ вочкам давать список ребят и наоборот. Ранжирование можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций ребят. Например, группе школьников дается список черт характера, состоящий из следующих качеств: трудолюбие, ум, доброта, делови­ тость, жизнерадостность, практицизм, организаторские способности, верность, целеустремленность, хозяйственность, идейная убежден­ ность, принципиальность, смелость, коллективизм, любознатель­ ность, патриотизм, честность, находчивость, чувство товарищества, общительность, гордость, скромность, сила воли, щедрость. (Разу­ меется, список может быть и другим.) Из них предлагается выбрать восемь наиболее важных, с точки зрения опрашиваемого, после чего ему нужно расположить выбранные качества в порядке важности. Воспитателю полезно знать, какие качества ценят в людях его вос­ питанники. "Шкалирование - метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В науках социальных - антропологии, социологии, психологии, педагогике и пр. - шкалирование является одним из важнейших средств анализа математического изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, полу­ чаемых посредством наблюдения, изучения документов, опроса ан­ кетного, эксперимента или тестирования" . 'Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие / Андреева Г.А., Вяликова Г.С., Тютькова И.А. - М.: В.Секачев, 2005. 2Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1998. - С. 765-766. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz