Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

Существенный недостаток естественного эксперимента - не­ избежное наличие неконтролируемых помех, т е. факторов, влияние которых не установлено и не может быть количественно измерено. В эксперименте обычно выделяются следующие этапы: 1) теоретический - формулировка проблемы, определение цели, объекта, предмета, задач и гипотезы, которая может быть проверена экспериментально; 2) методический - разработка методики исследования: пла­ на, программы, методов обработки получаемых данных; 3) собственно эксперимент - создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление и коррекция экспериментального воздействия; 4) аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных, формулировка выводов и прак­ тических рекомендаций. Анализ школьной документации. Источники информации: классные журналы, протоколы классных родительских собраний, педагогических советов, заседаний методических объединений учи­ телей, правила внутреннего распорядка, уставы школ, календарные и поурочные планы уроков, конспекты, стенограммы уроков, личные дела учащихся и их медицинские карты, читательские каталоги школьной библиотеки и т. д. Эта информация вооружает исследователя некоторыми объ­ ективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса. Анализ продуктов ученической деятельности (творчест­ ва) - метод опосредованного эмпирического изучения человека че­ рез распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т. д.) продуктов его деятель­ ности. Это могут быть домашние и классные работы по всем учеб­ ным предметам, сочинения, сочинения-миниатюры, заметки, стихи в классных и общешкольных газетах, рефераты, результаты техниче­ ского творчества. Однако в ходе научного исследования метод анализа учени­ ческой деятельности (творчества) предполагает определенную цель, гипотезу и способы анализа каждого специфического продукта (например, текста, рисунка, музыкального произведения). "Ранжирование - количественный метод исследования в пе­ дагогике, заключающийся в расположении собранных данных в оп­ ределенной последовательности (убывания или нарастания зафик­ сированных показателей в определенном ряду изучаемых объектов 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz