Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
Лабораторный эксперимент позволяет с помощью регистри рующих приборов точно измерить время протекания психических процессов, например, быстроту реакции человека, скорость форми рования учебных, трудовых навыков. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надежные показатели при строго определенных условиях. Более ограниченное применение имеет лабораторный экспе римент при исследовании проявлений личности, характера. С одной стороны, здесь сложен и многогранен объект исследования, с другой - известная искусственность лабораторной ситуации представляет большие трудности. Исследуя проявления личности в искусственно созданных ус ловиях, в частной, ограниченной ситуации, мы далеко не всегда имеем основания заключить, что аналогичные проявления будут ха рактерны для этой же личности в естественных жизненных обстоя тельствах. Искусственность экспериментальной обстановки являет ся существенным недостатком данного метода. Она может повлечь нарушение естественного хода исследуемых процессов. Например, запоминая важный и интересный учебный материал, ученик дости гает иных результатов, чем когда ему предлагается в необычных условиях запомнить экспериментальный материал непосредственно не представляющий для ребенка интереса. Поэтому лабораторный эксперимент должен быть тщательно организован и по возможности сочетаться с другими, более естественными методиками. Данные лабораторного эксперимента представляют в основ ном теоретическую ценность; выводы, сделанные на их основании, могут быть распространены на реальную жизненную практику с из вестными ограничениями. 2. Естественный эксперимент, который в некоторой ме может устранить недостатки лабораторного эксперимента. Впервые этот метод был предложен в 1910 году известным психологом А.Ф.Лазурским на 1-м Всероссийском съезде по экспе риментальной педагогике. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях учебно-воспитательной работы, например, во время занятий или игры. Зачастую созданная экспериментатором ситуация может остаться вне сознания испытуемых; в этом случае положительным для исследования фактором является полная есте ственность их поведения. В других случаях (например, при изменении методики препо давания, школьного оборудования, режима дня и т.п.) эксперимен тальная ситуация создается открыто, таким образом, что сами испы туемые делаются участниками ее создания. 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz