Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

Главное отличие эксперимента от наблюдения состоит в том, что экспериментатор воздействует на исследуемый объект в соот­ ветствии с гипотезой исследования. Изучение педагогических явлений осуществляется в специ­ ально созданных контролируемых условиях. Педагогический экспе­ римент предполагает активное вмешательство в учебно- воспитательный процесс. Эксперимент является сложным и трудным методом научного исследования и включает в свое содержание те или иные уже пере­ численные методы исследования. Педагогический эксперимент может быть констатирующим (только устанавливающим реальные состояния процесса) или фор­ мирующим (преобразующим), когда проводится целенаправленное изменение методов, форм и содержания образования с целью более эффективного воздействия на развитие личности или учебного кол­ лектива. Формирующий эксперимент требует наличия контрольных групп, которые необходимы для сравнения с экспериментальными. В отличие от наблюдения, когда исследователь пассивно ждет проявления интересующих его процессов, в эксперименте он созда­ ет необходимые для их возникновения условия. Существенная сто­ рона эксперимента - строгое выделение одного исследуемого или его вариации (независимая переменная) и регистрация тех измене­ ний, которые связаны с действиями этого фактора (зависимая пере­ менная). Процедура эксперимента состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые обеспечивают надежное выде­ ление изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его действием. Экспериментатор по своему усмотрению может видоизменять условия проведения опыта и наблюдать последствия такого измене­ ния. Это, в частности, дает возможность находить наиболее рацио­ нальные приемы в учебно-воспитательной работе с учащимися. На­ пример, меняя условия заучивания того или иного учебного мате­ риала, можно установить, при каких условиях запоминание будет наиболее быстрым, прочным и точным. Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности про­ текания психических процессов у каждого из них. Существуют два вида эксперимента: 1. Лабораторный эксперимент, который проводится в сп ально организованных искусственных условиях, призванных обеспе­ чить чистоту результатов. Для этого устраняются побочные влияния всех одновременно происходящих процессов. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz