Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

дений, которые оказываются известными одним авторам и неиз­ вестными другим. Это особенно важно, т.к. современный школьник одновременно входит в состав нескольких коллективов и объедине­ ний (класс, кружок, спортивная команда, секция, семья, дворовая компания и т.д.), причем во всех этих объединениях играет разную роль и показывает себя с разных сторон. Особенно рекомендуется применение независимых характе­ ристик для изучения и анализа развития ребят сложных и трудных. Среди взрослых, составляющих независимые характеристики, могут быть классный руководитель, учителя, директор, завуч, орга­ низатор внеклассной работы, родители, соседи, руководитель круж­ ка, тренер спортивной секции. Среди ребят, участвующих в состав­ лении независимых характеристик, могут быть друзья школьника, класс в целом, товарищи по команде, по двору. Очень важно, чтобы характеристики писались действительно независимо, чтобы их составители не согласовывали написанное и не испытывали никакого влияния и давления со стороны. Большое значение при использовании этого метода имеет "сведение" всех характеристик в единую, обобщающую. При состав­ лении такой характеристики наиболее характерными чертами лич­ ности или группы следует считать те, которые указало большинство авторов. Самое главное состоит в том, чтобы после завершения этой работы продумать систему педагогических действий по дальнейше­ му воспитанию школьника или коллектива. Полезно по истечении определенного срока провести повтор­ ное составление независимых характеристик с привлечением тех же людей, что даст представление об изменениях, происшедших в ха­ рактере ребенка или коллектива. Центральным эмпирическим методом научного исследования является эксперимент. "Эксперимент (от лат. experimentum - про­ ба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общест­ ва"1. Он используется с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, предполагает опытное модели­ рование педагогического явления и создает возможности воздейст­ вия исследователя на педагогические процессы. Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью выявления взаимозависимости между исследуемыми явлениями. ’Большой энциклопедический словарь: Изд. 2-е. - М.:Большая российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 1997. - С.1394. 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz