Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
ся 2 балла, за второй - 1 балл, за все последующие выборы - по 0,5 балла. 4. Подсчитывается количество отвержений выборов) для каждого участника. 5. Подсчитывается количество баллов за отвержения бал лы) для каждого участника. 6. Если применение пяти перечисленных критериев для одно значного определения статуса оказывается недостаточно, то ис пользуется в качестве дополнительного порядковый номер участни ка в алфавитном списке. Так, например, если два или более участ ников имеют одинаковые значения, то более высокое место занима ет участник, у которого более низкое место в списке группы. 7. Строится социограмма. Она представляет собой графиче ское изображение эмоциональных (как правило) связей между уча стниками группы. На схеме символически (шифрами) обозначаются участники группы, указываются их выборы направление этих выбо ров (стрелками). 8. Определяется значение показателя эмоциональной спло ченности группы: С = NB/(N(N - 1)), где С - эмоциональная сплочен ность группы; NB - количество взаимных выборов в группе; N - ко личество участников группы; N (N - 1) - общее возможное число взаимных выборов в группе Если социометрический опрос не является анонимным, то ис пользование сильных критериев может дать картину межличностных отношений ребят. Обработка представляет собой подсчет числа вы боров и взаимных выборов для каждого члена коллектива. При проведении социометрии важно выполнять условия, об щие для анкетирования. В старших классах особо возрастает роль доверия к педагогу. Обычно подобный опрос вызывает острый инте рес у самих ребят. Но нежелательно сводить социометрию только к сбору мнений, лучше, если это будет связано с коллективными за дачами класса. Например, с помощью такого опроса можно опреде лить авторитетных ребят, чтобы впоследствии поручить им важное дело. Надо учитывать, что социометрия дает картину отношений, но не картину общения. Здесь могут быть большие различия. Дети не всегда общаются с теми, с кем хотят. И наоборот, нередко по раз ным причинам они не могут общаться с теми, к кому тянутся. Независимые характеристики. Это характеристики, со ставленные по единому плану на определенного ученика, группу или коллектив разными людьми независимо друг от друга. Метод независимых характеристик дает возможность получить более полную информацию о человеке или группе за счет тех све 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz