Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

ся 2 балла, за второй - 1 балл, за все последующие выборы - по 0,5 балла. 4. Подсчитывается количество отвержений выборов) для каждого участника. 5. Подсчитывается количество баллов за отвержения бал­ лы) для каждого участника. 6. Если применение пяти перечисленных критериев для одно­ значного определения статуса оказывается недостаточно, то ис­ пользуется в качестве дополнительного порядковый номер участни­ ка в алфавитном списке. Так, например, если два или более участ­ ников имеют одинаковые значения, то более высокое место занима­ ет участник, у которого более низкое место в списке группы. 7. Строится социограмма. Она представляет собой графиче­ ское изображение эмоциональных (как правило) связей между уча­ стниками группы. На схеме символически (шифрами) обозначаются участники группы, указываются их выборы направление этих выбо­ ров (стрелками). 8. Определяется значение показателя эмоциональной спло­ ченности группы: С = NB/(N(N - 1)), где С - эмоциональная сплочен­ ность группы; NB - количество взаимных выборов в группе; N - ко­ личество участников группы; N (N - 1) - общее возможное число взаимных выборов в группе Если социометрический опрос не является анонимным, то ис­ пользование сильных критериев может дать картину межличностных отношений ребят. Обработка представляет собой подсчет числа вы­ боров и взаимных выборов для каждого члена коллектива. При проведении социометрии важно выполнять условия, об­ щие для анкетирования. В старших классах особо возрастает роль доверия к педагогу. Обычно подобный опрос вызывает острый инте­ рес у самих ребят. Но нежелательно сводить социометрию только к сбору мнений, лучше, если это будет связано с коллективными за­ дачами класса. Например, с помощью такого опроса можно опреде­ лить авторитетных ребят, чтобы впоследствии поручить им важное дело. Надо учитывать, что социометрия дает картину отношений, но не картину общения. Здесь могут быть большие различия. Дети не всегда общаются с теми, с кем хотят. И наоборот, нередко по раз­ ным причинам они не могут общаться с теми, к кому тянутся. Независимые характеристики. Это характеристики, со­ ставленные по единому плану на определенного ученика, группу или коллектив разными людьми независимо друг от друга. Метод независимых характеристик дает возможность получить более полную информацию о человеке или группе за счет тех све­ 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz