Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

На основе социометрической процедуры диагностики, основа­ телем которой является Дж. Морено, в практике образования можно определить неформального лидера группы, класса, педагогического коллектива, статусную иерархию в группе, сплоченность группы и т.д. Каждый индивид в группе имеет свой социометрический ста­ тус, который может быть определен при анализе суммы предпочте­ ний и отвержений, получаемых от других членов. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе. Социометрические звезды - самые высокостатусные члены группы, имеющие максимальное количество положительных выбо­ ров при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы. Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы определяются по числу положительных выборов. Есть груп­ пы, в которых нет социо-метрических звезд, а есть только высоко-, средне-, низкостатусные ее члены. Изолированные - субъекты, у которых отсутствуют любые вы­ боры, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолиро­ ванного человека в группе - одна из наиболее неблагоприятных, поскольку свидетельствует о том, что к данному индивиду другие члены группы совершенно равнодушны. Отверженные - такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочте­ ний. Пренебрегаемые или изгои - члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных. Пример социометрической методики. Каждому участнику группы дают список группы и опросный лист с инструкцией и двумя критериями эмоционального содержания типа: 1. С кем из группы Вы общаетесь или хотели бы общаться в свободное от занятий время? 2. С кем из группы Вы реже всего общаетесь или менее всего хотели бы общаться в свободное от занятий время? Обработка результатов: 1. По данным опросных листов заполняется социометриче­ ская матрица по критерию эмоционального тяготения. 2. Подсчитывается количество положительных ("+") выборов для каждого участника группы. Оно равно количеству "+" выборов в каждом столбце матрицы. 3. Подсчитывается количество положительных ("+") баллов для каждого участника. За первый выбор испытуемому присваивает­ 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz