Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

ривает воспитание и обучение людей, а также социокультурную природу педагогического знания, способы получения, организации, функционирования и содержание которого оказывается неразрывно связанным с историческими особенностями различных эпох и циви­ лизаций, с этническими, религиозными, политическими традициями различных народов и регионов. Во взглядах ученых на педагогику существует три точки зрения (подхода, концепции). 1. Педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Такой подход фактически отрицает педагогику как самостоя­ тельную теоретическую науку, т.е. как область отражения педагоги­ ческих явлений. В этом случае в педагогике оказываются представ­ ленными самые разные сложные объекты действительности (кос­ мос, политика, культура и др.). 2. Педагогика - прикладная дисциплина, функция которой со­ стоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, социологии, естествознания и др.) и адап­ тированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержание такой педагогики составляет совокуп­ ность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педа­ гогических явлений. Однако в этом случае и педагогика, и психоло­ гия изучают психическую реальность (психику человека), причем пе­ дагогика - лишь прикладная часть психологи, ее "практическое при­ ложение". Этот подход объясняет попытки подменить педагогику психопедагогикой. Известный философ, педагог С.И.Гессен (1887-1950) осущест­ вил философский подход к педагогике, поставив в ее центр ценно­ стное отношение к образованию, которое рассматривал как непре­ рывное восхождение к ценностям культуры. Он считал педагогику теоретической наукой о должном, рассматривал ее как прикладную философию. С конца 80-х гг. в нашей стране началась интенсивная разра­ ботка философии образования (Б.С.Гершунский, О.В.Долженко, Н.С.Розов и др.), идеологи которой, несмотря на все различия в под­ ходах, заявляют о необходимости преодолеть традиционные пара­ дигмы и стереотипы. При этом они обращаются к целостному все­ стороннему рассмотрению образования и не сводят его исследова­ ние к изучению собственно педагогических аспектов что, согласно их точке зрения, и является основанием перехода от педагогики к философии образования. "Фактически сторонники и первой, и второй концепции отрица­ ют право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание, подменяя его совокупностью положений, взя­ б

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz