Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

Классифицировать тесты можно по различным основаниям - по цели применения (профессиональный отбор, клинический диаг­ ноз, выяснение интересов, предпочтений и т. д.). Различают тесты вербальные и невербальные, аналитические и синтетические. По использованному материалу выделяют тесты бланковые (выполняемые с помощью карандаша и бумаги), пред­ метные (тесты с определенными предметами, например, тесты сло­ жения фигур из деталей) и аппаратурные (требующие специального технического оснащения). Принципиально деление тестов по охвату психических свойств: по этому основанию выделают тесты личности и тесты ин­ теллекта. Существуют и так называемые тесты успешности (педагогиче­ ские тесты), направленные на оценку знаний, умений, навыков. Однако составление тестов строится по единой схеме: опре­ деление тестов, составление первоначального варианта теста, его обработка и коррекция, разработка системы интерпретации резуль­ татов. Применение тестов оправдано лишь в узких пределах той практической задачи, для которой они созданы и по отношению к которой проверены. В педагогической практике тесты были впервые применены в 1864 г. в Великобритании Дж. Фишером для проверки знаний уча­ щихся. Им была создана градуированная книга, содержавшая во­ просы и ряд ответов к каждому из них. От учащихся требовалось выбрать правильный ответ. В конце 19 века Гальтон разработал и широко использовал задания для оценки индивидуальных особенностей человека. Он полагал, что, измеряя элементарные сенсорные показатели, можно получить данные об интеллектуальном уровне человека. Впервые термин "тест" введен американским психологом Кет- толом (1890). Им была создана серия тестов, измеряющих интел­ лектуальный уровень. Новым этапом в развитии тестов явилось создание в 1905 году Вине шкалы интеллекта для исследования детей в возрасте от 3 до 11 лет. Шкала включала 30 заданий различной трудности и предна­ значалась для диагностики умственной отсталости. В 1911 году ученый Штерн ввел понятие коэффициента ин­ теллекта (IQ). Измерение IQ по сей день остается одной из целей тестирования. В США, Великобритании, Франции тесты широко использова­ лись при приеме в средние и высшие учебные заведения, при рас­ 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz