Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
вет "да" или "нет"; 3) их формулировка (ясность, без подсказки отве та и т.д.); 4) количество и порядок следования вопросов. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ форму лирует ученик) и закрытые (нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов). Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям: репрезентативности1 и одно родности выборки. Материал анкетирования подвергается количест венной и качественной обработке. При проведении анкетирования необходимо создать доброже лательную обстановку, рассказать о цели его проведения, важности искренних, объективных ответов. Исследователь должен тиражиро вать анкету, подготовить бумагу, ручки (карандаши) для работы рес пондентов. Метод анкетирования предполагает возможность использова ния принципа анонимности, что может влиять на степень откровен ности при ответах (например, анкета, выявляющая отношения уче ников к учебным предметам и педагогам). Анкета может быть рассчитана также на получение материала, касающегося других лиц (например, опрос учителей или родителей об особенностях обучения детей). Разновидностью анкетирования является тестирование. Оно занимает особое место в системе методов исследования. "Тесты (с англ. испытание, проба), стандартизированные за дания, предназначенные для измерения в сопоставляемых величи нах индивидуально-психологических свойств личности, а также зна ний, умений, навыков; один из основных методов психологической диагностики. Тесты представляют собой модельные ситуации, с их помо щью выявляются характерные реакции индивида, которые считают ся совокупностью показателей исследуемого признака"2. Исследование посредством тестов, как правило, ограничено во времени и характеризуется наличием нормативных критериев оценки результатов. Относительная простота процедуры тестирования не исклю чает сложной обработки результатов (часто в количественных пока зателях с применением математических методов). ’ Репрезентативность (фр representatif) в экспериментальных исследованиях - показательность к.-л. наблюдений; 2 свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности. (См.: Тюмасева З.И., Богданов Е.Н., Щер бак Н. П. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны - СПб.: Питер, 2004. - С 334) Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. С. 430. 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz