Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

вет "да" или "нет"; 3) их формулировка (ясность, без подсказки отве­ та и т.д.); 4) количество и порядок следования вопросов. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ форму­ лирует ученик) и закрытые (нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов). Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям: репрезентативности1 и одно­ родности выборки. Материал анкетирования подвергается количест­ венной и качественной обработке. При проведении анкетирования необходимо создать доброже­ лательную обстановку, рассказать о цели его проведения, важности искренних, объективных ответов. Исследователь должен тиражиро­ вать анкету, подготовить бумагу, ручки (карандаши) для работы рес­ пондентов. Метод анкетирования предполагает возможность использова­ ния принципа анонимности, что может влиять на степень откровен­ ности при ответах (например, анкета, выявляющая отношения уче­ ников к учебным предметам и педагогам). Анкета может быть рассчитана также на получение материала, касающегося других лиц (например, опрос учителей или родителей об особенностях обучения детей). Разновидностью анкетирования является тестирование. Оно занимает особое место в системе методов исследования. "Тесты (с англ. испытание, проба), стандартизированные за­ дания, предназначенные для измерения в сопоставляемых величи­ нах индивидуально-психологических свойств личности, а также зна­ ний, умений, навыков; один из основных методов психологической диагностики. Тесты представляют собой модельные ситуации, с их помо­ щью выявляются характерные реакции индивида, которые считают­ ся совокупностью показателей исследуемого признака"2. Исследование посредством тестов, как правило, ограничено во времени и характеризуется наличием нормативных критериев оценки результатов. Относительная простота процедуры тестирования не исклю­ чает сложной обработки результатов (часто в количественных пока­ зателях с применением математических методов). ’ Репрезентативность (фр representatif) в экспериментальных исследованиях - показательность к.-л. наблюдений; 2 свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности. (См.: Тюмасева З.И., Богданов Е.Н., Щер­ бак Н. П. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны - СПб.: Питер, 2004. - С 334) Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. С. 430. 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz