Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

зволяет ее просмотреть внимательно несколько раз и показать раз­ ным людям. Недостатком метода наблюдения также является его значительная трудоемкость, т. к. исследователя интересует не вся­ кое проявление поведения, но лишь связанные с конкретной иссле­ довательской задачей. Поэтому он вынужден выжидать интересую­ щие его формы поведения или психические состояния. И главный недостаток метода наблюдения - он не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений. Он не дает полной объективной информации. Поэтому чаще применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. Самонаблюдение - метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления (объектом самонаблю­ дения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятельно­ сти). Он характеризуется достаточной субъективностью, использу­ ется чаще всего как дополнительный метод. Важное место в исследовании занимают опросные методы: беседа, ее разновидность - интервьюирование, различного вида анкетирования. Они дают сведения о личностных качествах, отно­ шениях в коллективе, мотивах деятельности, иерархии жизненных ценностей и т. д. Беседа проводится с целью получения необходимой инфор­ мации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при на­ блюдении. Важными условиями проведения беседы является выбор компетентных респондентов1, обоснование и сообщение им мотивов исследования. Беседа проводится по заранее намеченному плану и ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Беседа может быть как самостоятельным методом изучения человека, так и вспомогательным, например, предваряющий экспе­ римент. Разновидностью беседы является интервьюирование, привне­ сенное в педагогику из социологии. В этом случае исследователь задает заранее намеченные вопросы в определенной последова­ тельности, а ответы открыто фиксирует. Анкетирование - эмпирический метод получения информа­ ции на основе ответов на специально подготовленные и соответст­ вующие основной задаче исследования вопросы. При кажущейся, на первый взгляд, простоте —подготовка анкеты - ответственное тре­ бующее профессионализма дело. При составлении анкеты учитываются: 1) содержание вопро­ сов; 2) их форма - открытые и закрытые, на последние следует от­ 1 Респондент (англ respond - отвечать) - тот, кто отвечает на вопросы, и у кого берут интервью. Русский эквивалент: опрашиваемый, опрошенный. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz