Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
зволяет ее просмотреть внимательно несколько раз и показать раз ным людям. Недостатком метода наблюдения также является его значительная трудоемкость, т. к. исследователя интересует не вся кое проявление поведения, но лишь связанные с конкретной иссле довательской задачей. Поэтому он вынужден выжидать интересую щие его формы поведения или психические состояния. И главный недостаток метода наблюдения - он не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений. Он не дает полной объективной информации. Поэтому чаще применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. Самонаблюдение - метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления (объектом самонаблю дения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятельно сти). Он характеризуется достаточной субъективностью, использу ется чаще всего как дополнительный метод. Важное место в исследовании занимают опросные методы: беседа, ее разновидность - интервьюирование, различного вида анкетирования. Они дают сведения о личностных качествах, отно шениях в коллективе, мотивах деятельности, иерархии жизненных ценностей и т. д. Беседа проводится с целью получения необходимой инфор мации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при на блюдении. Важными условиями проведения беседы является выбор компетентных респондентов1, обоснование и сообщение им мотивов исследования. Беседа проводится по заранее намеченному плану и ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Беседа может быть как самостоятельным методом изучения человека, так и вспомогательным, например, предваряющий экспе римент. Разновидностью беседы является интервьюирование, привне сенное в педагогику из социологии. В этом случае исследователь задает заранее намеченные вопросы в определенной последова тельности, а ответы открыто фиксирует. Анкетирование - эмпирический метод получения информа ции на основе ответов на специально подготовленные и соответст вующие основной задаче исследования вопросы. При кажущейся, на первый взгляд, простоте —подготовка анкеты - ответственное тре бующее профессионализма дело. При составлении анкеты учитываются: 1) содержание вопро сов; 2) их форма - открытые и закрытые, на последние следует от 1 Респондент (англ respond - отвечать) - тот, кто отвечает на вопросы, и у кого берут интервью. Русский эквивалент: опрашиваемый, опрошенный. 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz