Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

(краткое изложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике), конспектирование (выделение главных идей и положений изучаемой работы), аннотирование (краткая за­ пись общего содержания книги или статьи), цитирование (дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержав­ шихся в научном источнике). Методы теоретического исследования позволяют выделить и рассмотреть отдельные признаки, особенности, свойства педаго­ гических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систе­ матизируя их, появляется возможность выявить в них общее и осо­ бенное. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений, возможность видеть их целостность и системность. Вторую группу методов педагогического исследования со­ ставляют методы изучения педагогического опыта (массового, пере­ дового, новаторского). К этим эмпирическим методам исследования относятся: Наблюдение - основной, наиболее распространенный в пе­ дагогике и психологии эмпирический метод систематического изуче­ ния человека. Под научным наблюдением понимается специально организованное целенаправленное восприятие исследуемого объек­ та, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение, в отличие от житейского, проводится по заранее намеченном плану и имеет следующие этапы: определение цели и задач наблюдения (для чего ведется наблюдение; выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); выбор способа на­ блюдения (как наблюдать); выбор способов регистрации (как вести записи); обработка и интерпретация полученной информации (каков результат). Для повышения эффективности наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным, мас­ совым. Наблюдение может быть включенным (когда исследователь становится членом группы, в которой ведется наблюдение) или невключенным; открытым или скрытым; сплошным или выборочным; лонгитюдным1и ретроспективным (обращенным к прошлому). Самая большая трудность метода наблюдения и его недоста­ ток связаны с тем, что легко смешать существенное с второстепен­ ным, или же интерпретировать события, исходя из ожидаемого, а не из того, что происходит. Один из способов избежать этого - фикси­ ровать поведение наблюдаемых с помощью видеозаписи, что по­ 1 Лонгитюдное исследование (от англ. longitude - долгота) - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz