Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Метод исследования - это способ организации научной дея­ тельности, путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления или объекта. Иначе, метод - нормативная модель исследовательской дея­ тельности, направленная на выполнение определенной научной за­ дачи и реализуемой в совокупности приемов и процедур. Методы педагогического исследования - это способы изуче­ ния педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений. При проведении педагогических исследований (особенно при организации экспериментальной работы) необходимо помнить о их специфике. Первая особенность педагогических процессов - неоднознач­ ность их протекания, зависимость от большого количества факто­ ров, некоторые из которых трудно предвидеть. Вторая - трудно измерять, контролировать протекание педаго­ гических процессов. И самое главное, педагогические исследования должны быть спланированы, организованы так, чтобы не наносить ни малейшего нравственного или физического вреда ребенку или коллективу. Рассмотрим классификацию методов педагогических исследо­ ваний. Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Эти методы тесно связаны с изучением текстов: фи­ лософских источников, трудов классиков в области человекознания в целом и педагогики, и психологии в частности; общих и специаль­ ных работ по педагогике и психологии; историко-педагогических до­ кументов; законов и нормативно-правовых документов по системе образования; периодики педагогической печати, справочной психо- лого-педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам, предметных методических журна­ лов. Изучение перечисленных источников дает возможность опре­ делить, какие проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, какие вопросы еще не решены. Анализ литературы позволит выделить наиболее серьезные противоречия, существующие в современной педагогической теории и практике, что позволит вам выбрать актуальную тему исследования, понять, в чем будет заключаться новизна и практическая значимость работы. Работа с литературой предполагает использование таких ме­ тодов, как составление библиографии (перечень источников, ото­ бранных для работы в связи с исследуемой темой), реферирование 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz