Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Метод исследования - это способ организации научной дея тельности, путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления или объекта. Иначе, метод - нормативная модель исследовательской дея тельности, направленная на выполнение определенной научной за дачи и реализуемой в совокупности приемов и процедур. Методы педагогического исследования - это способы изуче ния педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений. При проведении педагогических исследований (особенно при организации экспериментальной работы) необходимо помнить о их специфике. Первая особенность педагогических процессов - неоднознач ность их протекания, зависимость от большого количества факто ров, некоторые из которых трудно предвидеть. Вторая - трудно измерять, контролировать протекание педаго гических процессов. И самое главное, педагогические исследования должны быть спланированы, организованы так, чтобы не наносить ни малейшего нравственного или физического вреда ребенку или коллективу. Рассмотрим классификацию методов педагогических исследо ваний. Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Эти методы тесно связаны с изучением текстов: фи лософских источников, трудов классиков в области человекознания в целом и педагогики, и психологии в частности; общих и специаль ных работ по педагогике и психологии; историко-педагогических до кументов; законов и нормативно-правовых документов по системе образования; периодики педагогической печати, справочной психо- лого-педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам, предметных методических журна лов. Изучение перечисленных источников дает возможность опре делить, какие проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, какие вопросы еще не решены. Анализ литературы позволит выделить наиболее серьезные противоречия, существующие в современной педагогической теории и практике, что позволит вам выбрать актуальную тему исследования, понять, в чем будет заключаться новизна и практическая значимость работы. Работа с литературой предполагает использование таких ме тодов, как составление библиографии (перечень источников, ото бранных для работы в связи с исследуемой темой), реферирование 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz