Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

6. Антропологический подход - системное использован данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. Методический (технологический) уровень. Этот уровень включает в себя методику и технологию педагогических исследова­ ний, обеспечивающих получение и анализ достоверного эмпириче­ ского материала. Различают фундаментальные и прикладные педа­ гогические исследования. Фундаментальные исследования направ­ лены на создание педагогических концепций и новых моделей раз­ вития образовательных систем и содержат обоснование конкретных научно-практических рекомендаций. Каждое педагогическое исследование предполагает формули­ ровку проблемы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы иссле­ дования. Актуальность, новизна, теоретическая и практическая зна­ чимость полученных результатов являются критериями качества исследования. Актуальность основана на своевременности и необходимости изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики образования. В общем виде "актуальность" обозначает об­ ласть расхождения между спросом на научно-практические знания и теми предложениями, которые может предоставить педагогическая наука и практика в настоящее время. Это противоречие между воз­ никшей новой потребностью и недостаточностью средств для ее разрешения обычно формулируется как проблема исследования, а ее решение определяется как цель исследования. В качестве объекта исследования выступает то, что содержит в себе противоречие, приводящее к проблемной ситуации (педаго­ гический процесс, область педагогической действительности). Предмет исследования - это часть объекта, наиболее значимые ха­ рактеристики объекта, которые подлежат непосредственному изуче­ нию. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются задачи, которые, как правило, направлены на провер­ ку гипотезы (теоретически обоснованные предположения, истин­ ность которых подлежит проверке). Проведение исследования обычно включает в себя следую­ щие этапы: эмпирический, гипотетический, теоретический (или экспериментально-теоретический) и прогностический. На этих этапах используется система методов научно-практического иссле­ дования, которая складывается из собственно педагогических и об­ щенаучных, привлекаемых педагогикой из других наук. Среди проблем, изучаемых методологией, выделяются: опи­ сание и анализ этапов научного исследования; анализ языка науки, выяснение сферы применения отдельных процедур и методов (объ­ 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz