Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
6. Антропологический подход - системное использован данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. Методический (технологический) уровень. Этот уровень включает в себя методику и технологию педагогических исследова ний, обеспечивающих получение и анализ достоверного эмпириче ского материала. Различают фундаментальные и прикладные педа гогические исследования. Фундаментальные исследования направ лены на создание педагогических концепций и новых моделей раз вития образовательных систем и содержат обоснование конкретных научно-практических рекомендаций. Каждое педагогическое исследование предполагает формули ровку проблемы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы иссле дования. Актуальность, новизна, теоретическая и практическая зна чимость полученных результатов являются критериями качества исследования. Актуальность основана на своевременности и необходимости изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики образования. В общем виде "актуальность" обозначает об ласть расхождения между спросом на научно-практические знания и теми предложениями, которые может предоставить педагогическая наука и практика в настоящее время. Это противоречие между воз никшей новой потребностью и недостаточностью средств для ее разрешения обычно формулируется как проблема исследования, а ее решение определяется как цель исследования. В качестве объекта исследования выступает то, что содержит в себе противоречие, приводящее к проблемной ситуации (педаго гический процесс, область педагогической действительности). Предмет исследования - это часть объекта, наиболее значимые ха рактеристики объекта, которые подлежат непосредственному изуче нию. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются задачи, которые, как правило, направлены на провер ку гипотезы (теоретически обоснованные предположения, истин ность которых подлежит проверке). Проведение исследования обычно включает в себя следую щие этапы: эмпирический, гипотетический, теоретический (или экспериментально-теоретический) и прогностический. На этих этапах используется система методов научно-практического иссле дования, которая складывается из собственно педагогических и об щенаучных, привлекаемых педагогикой из других наук. Среди проблем, изучаемых методологией, выделяются: опи сание и анализ этапов научного исследования; анализ языка науки, выяснение сферы применения отдельных процедур и методов (объ 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz