Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

равноправие философских взглядов в рамках единой гумани­ стической системы ценностей при сохранении разнообразия их куль­ турных и этнических особенностей; равнозначность традиций и творчества, признание необходи­ мости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционным и новаторским; экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагма­ тизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диа­ лог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности. Аксиологический подход предполагает, что одна из важнейших задач педагогики - это изучение отношения к человеку как к субъек­ ту познания общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, рассматри- ваясь как основное средство гуманистической сущности человека. Конкретно-научный уровень включает в себя следующие под­ ходы. 1. Личностный подход - ориентация при конструировании и реализации педагогического процесса на личность как цель, субъ­ ект, результат и главный критерий его эффективности. Предполага­ ет опору в образовании на естественный процесс саморазвития творческого потенциала и способностей человека, создание для это­ го соответствующих условий. 2. Деятельностный подход - рассмотрение деятельности как основы, средства и решающего условия развития личности. Уже во время обучения необходимо в меру возрастных особенностей во­ влекать детей в разнообразные виды деятельности (познание,труд, общение), организовывать полноценную в социальном отношении жизнедеятельность детей. 3. Полисубъектный (диалогический) поход - ориентация на то, что сущность человека значительно сложнее и разностороннее, чем его деятельность. Активность личности, ее потребности в само­ развитии происходят в условиях взаимоотношений с другими людь­ ми. Диалог с другим - то самое реальное поле взаимодействия, где эти потребности удовлетворяются Личностный, деятельностный и полисубъектный подходы составляют основу методологии гуманистической педагогики. 4. Культурологический подход рассматривает культуру как универсальную характеристику деятельности, социальную среду и направленность ее ценностных типологических особенностей. 5. Этнопедагогический подход проявляется в. единстве ин­ тернационального, национального и индивидуального. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz