Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

Системный подход имеет преимущества, т.к. системные объ­ екты характеризуются новыми качествами: - любая система представляет собой комплекс взаимосвязан­ ных между собой элементов; - система образует непрерывное единство с окружающей средой; - любая система представляет комплекс взаимосвязанных ме­ жду собой систем более высокого порядка; - элементы системы выступают как подсистемы более низкого порядка. Например, с точки зрения общей теории систем система граж­ данского воспитания включает в себя подсистемы: патриотического, военно-патриотического, правового и интернационального воспита­ ния. В свою очередь, система гражданского воспитания является подсистемой более высокого порядка общей системы воспитания в постсоветской России, которая ставит задачу формирования базо­ вой культуры и включает в себя подсистемы: культуру жизненного определения, культуру семейных отношений, экономическую культу­ ру и культуру труда, политическую демократическую и правовую культуру, интеллектуальную нравственную и культуру общения, эколо­ гическую культуру, художественную культуру, физическую культуру. Системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории и практики. Педагогическая практика являет­ ся критерием истинности научных знаний и источником новых фун­ даментальных проблем, требующих теоретического исследования. Теория дает основы для выбора оптимальных и эффективных прак­ тических решений, а также разрабатывает новые концепции и моде­ ли, нуждающиеся в экспериментальной практической проверке. Аксиологический подход1 - основание новой методологии пе­ дагогики. Он присущ гуманистической педагогике, которая рассмат­ ривает человека как высшую цель общества и самоцель обществен­ ного развития. Следовательно, аксиология, будучи более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматривать­ ся как основа новой философии образования и соответственно ме­ тодологии современной педагогики. Смысл аксиологического подхода можно раскрыть через сис­ тему аксиологических принципов: 'Аксиология (гр. axia - ценность и logos - учение, слово) 1 философское исследование природы ценностей; 2 философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz