Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

2) Педагог-исследователь успешной научной работой вносит свою лепту в развитие методологии. 3) Преподаватели трансформируют педагогическую науку в учебники, пособия, лекции. Методология помогает понять связь теории и практики. Теория пока стоит у нас, к сожалению, на втором плане, а на первом месте - методические советы. Педагогическая же действительность намного богаче методических рекомендаций. Ведь предусмотреть в них все невозможно. Методология требует обучить студента пользоваться наукой для самосовершенствования. В настоящее время, как никогда, нужны методологическая грамотность и методологическая культура. Школьный же учитель чаще требует методических разработок, а не педагогическую тео­ рию. Отсутствие высокого уровня методологической подготовки ме­ шает ему понять, что, зная хорошо теорию, он сам создаст свою ме­ тодику обучения и воспитания. Напомним, существует четыре уровня методологии. Первый уровень - философская методология (общие принципы познания). Она требует: а) изучать явления в их развитии, т.е. подходить к яв­ лениям как к развивающимся и изменяющимся (именно такими яв­ ляются все педагогические явления, помните, "педагогика - самая диалектическая наука"); б) изучать данные явления в их связях и взаимодействии с другими явлениями, в первую очередь с теми, ко­ торые определяют их поведение, влияют на них сейчас и определя­ ют тенденции дальнейшего развития; в) прослеживать постепенное развитие изучаемого явления, выявлять моменты перехода количе­ ственных изменений в качественные; г) рассматривать процесс раз­ вития как самодвижение и саморазвитие, происходящее в силу при­ сущих ему внутренних противоречий, единство и борьба этих проти­ воположностей или противоречий и есть движущая сила, источник развития. Требования диалектического метода - основные установки научного исследования, носящие характер всеобщности и универ­ сальности, они служат руководством в исследовательских действиях во всех областях научных знаний. Второй уровень методологии - это общенаучная методоло­ гия: совокупность научных концепций, подходов, характерных для данной науки. В педагогике это системный и аксиологический подходы Системный подход отражает общую связь и взаимообуслов­ ленность процессов и явлений окружающей педагогической дейст­ вительности. Сущность его заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты при анализе педагогической деятель­ ности рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в раз­ витии и движении. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz