Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

ПЕДАГОГИКА - ИСКУССТВО, НАУКА, УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Педагогика является сложным феноменом, при определении которого акцентируется внимание на различных гранях теоретиче­ ской и практической деятельности людей, занимающихся решением проблем, связанных с целенаправленной организацией развития человека на протяжении всей его жизни. При анализе различных определений понятия "педагогика", так же как и других категорий пе­ дагогической науки, например, "образование", "воспитание", "обуче­ ние", важно усвоить, на каких основаниях эти определения базиру­ ются, какие стороны педагогической реальности они описывают, как и когда были сформулированы и ответы на какие вопросы помогают найти. Рассматривая процесс становления педагогики как науки, важно помнить о том, что на протяжении длительного времени воз­ никали, развивались и продолжают существовать вплоть до сего­ дняшнего дня различные подходы к определению характера педаго­ гики, ее обоснованию как отрасли научного знания. Это обстоятельство отражает как объективно существующие связи педагогики с философией, психологией, другими науками, ре­ лигией, так и то, что образование, являющееся объектом ее иссле­ дования, оказывается в поле зрения различных наук (антропологии, психологии, социологии, культурологии, этнографии, истории и др.). Вплоть до настоящего времени продолжают звучать голоса, утверждающие, что педагогика не соответствует критериям, предъ­ являемым науке (имеются в виду сциентистские критерии, выведен­ ные на основе естественнонаучного знания), а потому наукой в соб­ ственном смысле этого слова не является. И в лучшем случае она стоит на пороге своего превращения в полноценную науку. Чтобы лучше понять взгляды ученых, отрицающих педагогику как науку, напомним определение "сциентизма": "Сциентизм (от ла­ тинского наука), абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества: в качестве образца берутся естествен­ ные науки, математика"1. Вместе с тем достаточно последовательно прослеживается установка на осмысление педагогики как самостоятельной отрасли знания, которая пытается определить в этом сложном многогранном феномене аспекты, позволяющие ставить и решать присущие только ей воспитательные и познавательные проблемы. Понять особенности педагогики как науки невозможно, не рас­ смотрев ее антропологических оснований, ибо педагогика рассмат­ 1 Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е. - М.: Большая российс энциклопедия. СПб.: Норинт, 1997. С.1169. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz