Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Как мы уже говорили, традиционно проблемы методологии разрабатывались в рамках философии. Однако с связи с диффе ренциацией современного познания, усложнением понятийного ап парата, совершенствованием познавательных средств и методов дифференцируется и сфера методологии. Современная методоло гия выполняет два типа функций. Во-первых, она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики общества, культу ры, человека. Это философская проблематика. Философская мето дология не есть особый раздел философии: философские функции по отношению к специальным наукам выполняет философия в це лом. Во-вторых, методология решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, выходя за пределы фило софии, хотя и опираясь на разрабатываемые ею мировоззренческие и общеметодологические ориентиры и основания. Среди проблем, изучаемых методологией, выделяются: опи сание и анализ этапов научного исследования; анализ языка науки, выяснение сферы применения отдельных процедур и методов (объ яснение, доказательства, эксперимент); анализ исследовательских принципов, подходов и концепций. Во многих сегодняшних спорах в различных областях знаний помогает разобраться и найти истину именно методология. "Методология педагогического знания определяется как сис тема знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, верно отражающих непрерывно изменяющуюся педагогиче скую действительность в условиях изменяющегося общества"1. Педагогическая методология включает: учение о структуре и функциях педагогического знания; исходные, фундаментальные, общенаучные и педагогические положения (теории, концепции, гипотезы); учение о методах педагогического исследования (методология в узком значении). Методология связана и с преподаванием. Это проявляется тройственно: 1) Методология формирует отношение педагога к своему т ду, это ориентир на то, кого готовить: равнодушного технократа, ко торый не видит человека, не имеет экологических ценностей, или гуманную личность. 'Данилов М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований // Советская педагогика. - 1969. - N9 5. - С. 32 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz