Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

Для большинства отечественных педагогов, работающих в го­ сударственных образовательных учреждениях, философской мето­ дологией является диалектический материализм - одно из достиже­ ний марксизма. Марксизм - философское, экономическое и политическое уче­ ние, основоположники которого Маркс и Энгельс разработали диа­ лектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производ­ ственные отношения, формы собственности, которые в свою оче­ редь обуславливают классовую структуру общества, политику, госу­ дарство, право, мораль, философию, религию, искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную формацию общественно-экономическую; их развитие и смена составляют про­ цесс поступательного движения общества и т. д. Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли в 19 веке. В то же время подверглись критике содержавшиеся в нем утопические противоречивые представления. В марксизме абсолю­ тизировалась роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицались возможности эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, романтизировалась историческая роль пролетариата, неадекватно истолковывался труд как источник собственности; утверждалась не­ обходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергалась общечеловеческая нравственность. Марксизм стал идеологической основой социал- демократического движения, которое с начала XX века разделилось на революционное (В.И.Ленин и др.) и реформистское (Э.Берштейн и др.) течения. После Октябрьской революции в России марксизм подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммуни­ стическому тоталитаризму. Крушение тоталитарных режимов с кон­ ца 80-х гг. во многих странах, где марксизм был государственной идеологией, открыло новый этап его изучения и оценки"1. Исследователи В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов акцен­ тируют внимание на важнейших положениях диалектического мате­ риализма, которые необходимо использовать в педагогической нау­ ке: ’ Большой энциклопедический словарь: Изд. 2-е. - М.:Большая российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 1997. - С.694. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz