Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки - учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религи­ озный экзистенциализм (К.Ясперс, Г. Марсель, Н.А.Бердяев, Л.Шестов, М.Бубер) и атеистический (М.Хайдеггер, Ж.Л.Сартр, А. Камю). Центральное понятие - экзистенция (человеческое существо­ вание); основа - модусы (проявления) человеческого существова­ ния: забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзи­ стенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, чело­ век обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущ­ ности, накладывающей на него ответственность за все происходя­ щее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусст­ во Запада"1. Экзистенциалисты отмечают деформации личности в совре­ менном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т. п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьни­ ков "творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя". Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школе. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, то учитель должен предоставить ученику полную свободу в их ус­ воении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистен­ циализм выступает в качестве философского основания индивидуа­ лизации обучения. Советская педагогика критически относилась ко всем перечис­ ленным философским направлениям, называя их реакционно­ буржуазными, и вела с ними непримиримую идеологическую борьбу. Это было обусловлено тем, что методологической основой совет­ ской педагогики был марксизм-ленинизм, который требовал классо­ вого, критического подхода ко всем иным философским и общест­ венно-политическим теориям и течениям. Справедливости ради следует заметить, что среди западных и американских философов, педагогов, психологов было немало ан­ тисоветчиков. Например, тот же Дж. Дьюи возглавлял организацию "Лига независимого политического действия", которая активно уча­ ствовала в антисоветской пропаганде. 'Большой энциклопедический словарь: Изд. 2-е - М.:Большая российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 1997. -С.1392. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz