Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
блем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуа циях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление - средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории - инструменты, ору дия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Возник в 70-е гг. XIX в. в США. Основные идеи высказал Ч.Пирс, док трину разрабатывали У.Джемс, Дж.Дьюи, Ф.К.Шиллер, Дж.Г.Мид"1. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности по дорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог проти востоять материализму. Основатели прагматизма заявили о созда нии новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные понятия в прагматизме - "опыт", "дело". Познание действительности они сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утвер ждают они, истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него. Наиболее яркий представитель прагматизма - американский ученый Дж. Дьюи (философ, психолог, педагог). Он считается осно вателем прагматической педагогики, которая оказывала и продол жает оказывать сильное влияние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. В своих многочисленных педагоги ческих работах Дж. Дьюи, критикуя старую схоластическую школу, выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: разви тие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ре бенка и др. Опираясь на базовое понятие прагматизма - "опыт", Дж. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу "самовыяв ления" данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. С позиции индивидуального опыта Дж. Дьюи и его последова тели (Т.Брамельд, А.Маслоу, Э.Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами. Он ведет себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравст венно все, что помогает достижению личного успеха. Экзистенциализм (от позднелатинского existentia - существо вание), или философия существования, направление современной философии, возникшее в начале XX века в России, после Первой мировой войны в Германии, в период Второй мировой войны во ’Большой энциклопедический словарь: Изд. 2-е. - М.:Большая российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 1997. - С.952. 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz