Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

блем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуа­ циях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление - средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории - инструменты, ору­ дия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Возник в 70-е гг. XIX в. в США. Основные идеи высказал Ч.Пирс, док­ трину разрабатывали У.Джемс, Дж.Дьюи, Ф.К.Шиллер, Дж.Г.Мид"1. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности по­ дорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог проти­ востоять материализму. Основатели прагматизма заявили о созда­ нии новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные понятия в прагматизме - "опыт", "дело". Познание действительности они сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утвер­ ждают они, истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него. Наиболее яркий представитель прагматизма - американский ученый Дж. Дьюи (философ, психолог, педагог). Он считается осно­ вателем прагматической педагогики, которая оказывала и продол­ жает оказывать сильное влияние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. В своих многочисленных педагоги­ ческих работах Дж. Дьюи, критикуя старую схоластическую школу, выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: разви­ тие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ре­ бенка и др. Опираясь на базовое понятие прагматизма - "опыт", Дж. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу "самовыяв­ ления" данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. С позиции индивидуального опыта Дж. Дьюи и его последова­ тели (Т.Брамельд, А.Маслоу, Э.Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами. Он ведет себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравст­ венно все, что помогает достижению личного успеха. Экзистенциализм (от позднелатинского existentia - существо­ вание), или философия существования, направление современной философии, возникшее в начале XX века в России, после Первой мировой войны в Германии, в период Второй мировой войны во ’Большой энциклопедический словарь: Изд. 2-е. - М.:Большая российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 1997. - С.952. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz