Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ (ФИЛОСОФСКИЙ УРОВЕНЬ) Создание педагогических теорий базируется на философских моделях описания мира. В настоящее время одновременно сущест­ вуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человеческих наук, в том числе и педагогики: неотомизм, экзистенциализм, прагматизм, диалектиче­ ский материализм, неопозитивизм и др. Мы не случайно начинаем рассказ с этого философского уче­ ния, т. к. именно оно господствовало в период формирования науки педагогики, а большинство ее основоположников (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, К.Д Ушинский, Л.Н.Толстой и др.) бы­ ли людьми верующими. Неотомизм - (от греч. neos - новый и имени Thomas - Фома), с 1879 года официальная философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении средневекового религиозного мыслителя Фомы Аквинского. К числу крупных центров, ориентированных на разработку, по­ пуляризацию неотомизма, относятся Академия Св. Фомы в Ватика­ не, католический институт в Париже, Пуплахский институт (близ Мюнхена), университет Нотр-Дам (США) и др. Сторонники этой философии определяют человека как слож­ ную субстанцию, состоящую из двух простых - души и тела. Душа - формообразующий по отношению к телу принцип - предстает осно­ вой личности. Телесное начало связывается с индивидуальностью. Материальный мир, по их мнению, - мир "низшего ранга", "он мертв", "не имеет цели и сущности", его изучением занимается наука. Соби­ рая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не спо­ собной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому высшая истина постигается только "сверхразумом", по­ средством приближения к Богу и постижения данного им откровения Перспективы образования теоретики неотомизма связывают с возрождением религиозно-нравственных ценностей в контексте со­ временной культуры. Неотомисты претендуют на осмысление и решение проблем образования молодежи от имени всего христианства. Их установка­ ми руководствуются десятки тысяч конфессиональных школ во мно­ гих регионах мира. Теоретики неотомизма отвергают индивидуализм и коллекти­ визм как ложные крайности, пропагандируя так называемый солида- ризм, основанный на христианских принципах любви к ближнему. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz