Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

В "Проекте закона РФ об образовании" было записано: "Цель воспитания - становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности"1. Эта достаточно широкая и довольно абст­ рактная цель возникла на волне "всплеска демократии". Не вызыва­ ет сомнения ее правильность, однако, она требует конкретизации, ибо каждое из перечисленных понятий можно трактовать по- разному. В законе РФ "Об образовании" термин "воспитание", как само­ стоятельная категория, вообще отсутствует, но есть следующее по­ ложение: "Под образованием понимается целенаправленный про­ цесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, госу­ дарства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином определенных государством образовательных уровней (образова­ тельных цензов)"2. Понятно, что это важное положение, конечно же, требовало конкретизации и разъяснения. Неслучайно в том же, 1991 году, "Вестник образования" N2 8 опубликовал "Концептуальные ос­ новы содержания деятельности классного руководителя", где перед школой были поставлены две реальные, конкретные задачи: дать школьникам "базовое образование и базовую культуру". В документе записано: "Базовое образование включает в себя то обязательное, что дает основание школьнику включиться в само­ стоятельную жизнь и совершенствовать себя - свой ум, индивиду­ альные дарования... Базовая культура - это некоторая целостность, включающая оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих личности развиваться в гармонии с общест­ венной культурой, вносить в ее развитие свой вклад"3. Документ дает и раскрывает приоритетные направления базо­ вой культуры: 1. Культура жизненного самоопределения (т. е. формирова­ ние культуры отношения человека не только к обществу, но и к са­ мому себе, своему здоровью, образу жизни, к своим способностям, увлечениям). 2. Культура семейных отношений. 3. Экономическая культура и культура труда. 4. Политическая, демократическая и правовая культура (ре­ бенок должен знать свои права, записанные в "Законе о ребенке", "Конвенции о правах ребенка" и уметь их отстаивать). 5. Интеллектуальная, нравственная культура и культура об­ щения. 6. Экологическая культура. 'Проект закона РФ об образовании // Российская газета. - 1991. - № 29. 2Закон Российской Федерации об образовании. - Мурманск: НМЦ, 1992. С. 3. ’ Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя // Вестник образования -1991. - № 8. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz