Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

Группа А - цели формирования знаний, умений, навыков, т. е цели формирования сознания и поведения. Группа В - цели формирования отношений к самым различ­ ным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.п. Группа С - цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся. Организационные цели ставятся педагогом в области его управленческой функции. Это могут быть следующие цели: ис­ пользовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся, расширить функции учащихся в оказании взаимопомощи в ходе занятия. Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся, например, изменить методы преподавания, внедрить новые формы организации учебно­ го процесса. Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся про­ цедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, спо­ собствовать реализации полезных целей. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем. Совпадение целей педагога и учащихся - важней­ шее условие успеха педагогического процесса. Таким образом, цели воспитания как и любая человеческая деятельность является исходным моментом в построении всей сис­ темы воспитания, ее содержания, методов, принципов. В СССР в течение многих десятилетий главенствовало "ком­ мунистическое воспитание подрастающего поколения", т. е. "всесто­ роннее и гармоничное развитие личности". Эта внешне прекрасная цель оказалась утопичной, т. к. для ее осуществления не было соз­ дано условий. Но как идеальная цель, сверхзадача, к которой может и должно стремиться общество, - она, естественно, имеет право на существование. В 1985 году ВНИК (временный научно-исследовательский кол­ лектив под руководством Э. Д. Днепрова), разрабатывая концепцию современной школы, предложил в качестве цели воспитания - "раз­ ностороннее развитие личности". Так как дети имеют различные за­ датки к разным видам деятельности, то задача воспитателя, по мне­ нию ученых, заключается в том, чтобы, изучив личность ребенка, создать условия для развития именно тех задатков, проявления ко­ торых у него наиболее возможны. После школы, если у выпускника есть желание, он может путем самообразования и самовоспитания восполнить то, что не получил в школе. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz