Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

в тоталитарном и демократическом государствах перед школой сто­ ят принципиально разные цели воспитания. 3. Уровень развития педагогической теории, господство в сударстве тех или иных педагогических концепций на развитие шко­ лы и высшего образования, отношение к ним общества и государства. Виды педагогических целей многообразны. Поэтому сущест­ вует несколько классификаций, которые рассматривают их с разных позиций. Так, Т.А.Ильина выделила три вида целей: 1) общая, или генеральная, цель, соответствующая представ­ лениям общества об идеале личности (указывает общее направле­ ние деятельности всех учебно-воспитательных учреждений общест­ ва, характер педагогической деятельности вообще); 2) педагогические цели на определенном этапе формирова­ ния личности; 3) оперативные цели, которые ставятся при проведении от­ дельного урока или воспитательного мероприятия. В.А.Сластенин, В.П.Каширин, анализируя систему целей вос­ питания выстраивают следующую иерархическую структуру: общая цель воспитания; цель воспитания детей определенного возраста; цель воспитательной деятельности учебно-воспитательного заведения; цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определенной направленности; воспитательные цели отдельных занятий или мероприятий. Наиболее убедительная, на наш взгляд, классификация целей воспитания, предложенная А.В.Вологай, Л.В.Дмитриевой и др., кото­ рые выделяют нормативные государственные цели, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся. Нормативные государственные цели - это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государ­ ственных стандартах образования. Параллельно существуют обще­ ственные цели - цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Например, к особым целям относятся цели работодателя. Эти за­ просы учитывают педагоги, создавая различные типы специализа­ ций, разные концепции обучения. Инициативные цели - это непо­ средственные цели, разрабатываемые самими педагогами- практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, про­ филя специализации и учебного предмета, с учетом уровня разви­ тия учащихся, подготовленности педагогов. Каждая цель имеет свой предмет, т.е. то, что предполагается развить у воспитанника. На ос­ нове этого выделяются три группы целей. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz