Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности"1. Определение цели воспитания К. Д. Ушинский считал пробным камнем философских и психологических теорий, первым вопросом педагогики. А.С.Макаренко подчеркивал, что воспитатель должен уметь проектировать личность, детально представлять, какой она должна быть и какие качества у нее нужно формировать. В физиологии (Н А.Бернштейн, П.К.Анохин) имеется понятие модели потребного будущего, представляющего собой закодирован­ ный в мозгу образ требуемого результата, который и определяет отбор целесообразных действий для его достижения. К.Маркс спра­ ведливо отметил, что "цель, как закон, определяет способ и харак­ тер действий человека"2. Таким образом, между целями воспитания, его содержанием и методами существует органическое единство. Это единство высту­ пает как важная закономерность педагогики. Отсюда следует, что учителю нужно обстоятельно и в деталях осознавать цели и задачи воспитания. Тогда он глубже будет разбираться, какие качества нужно формировать у ребенка и какой должна быть методика воспи­ тательной работы. На обыденном уровне каждый человек понимает, что больше­ го в жизни чаще достигает не самый способный человек, а самый целеустремленный, знающий, что ему надо, умеющий идти к цели. Цель воспитания носит исторический характер. Она и объек­ тивна и субъективна. Ее нельзя выводить только из потребностей сегодняшнего дня, т.к. растут и изменяются дети, преобразуется их менталитет, меняется время, внося свои коррективы. Как показывает исторический опыт, цели воспитания форми­ руются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Факторы, влияющие на формирование целей воспитания: 1. Уровень развития производительных сил общества (способ производства). Общество, находящееся на определенном уровне развития, дает школе конкретный социальный заказ (к примеру, не могла в средневековом обществе возникнуть цель "воспитание сво­ бодного человека"). 2. Уровень развития демократии в том или ином государстве: специфика идеологической надстройки, разнообразие националь­ ных, религиозных, культурных особенностей страны. Понятно, что ’Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. В 11 т. M.- Л.:АПНРСФСР, 1950. Т. 8. С.17-18. 2Маркс К., Энгельс Ф. Капитал // Соч. В 50 т. Изд. 2-е. М., 1960. Т. 23. С. 189. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz