Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Важной проблемой педагогики является разработка и опреде­ ление целей воспитания. "Цель - это предвосхищаемый в сознании результат, на достижение которого направлены действия"1. В каче­ стве мотива цель направляет и регулирует действия. Воспитание в узком смысле слова (педагогическом) - всегда целенаправленный процесс. "Под целью воспитания следует понимать те, заранее оп­ ределяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастаю­ щих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которые стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы"2. Цель педагогического воздействия является системообра­ зующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание, средства, формы и методы воспитательной деятельности Определение целей и за­ дач воспитания имеет большое теоретическое и практическое зна­ чение. Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявле­ ния и постановки целей и задач педагогической деятельности. То есть цель конкретизируется в задачах. Иначе, цель - это система поставленных и решаемых воспитательных задач. Анализ истории развития образования в разные эпохи, в раз­ ных странах показал, что эффективность воспитания во многом за­ висит от того, насколько четко воспитатель представляет цель своей деятельности, насколько глубоко и полно осознает важность и зна­ чимость этой цели, верит в ее разумность и справедливость, на­ сколько увлекает ею своих воспитанников. Крупнейший физиолог и психолог В.М. Бехтерев считал, что решение вопроса о цели воспитания - это непосредственное дело педагогической науки. "Выяснить цель воспитания и доказать спосо­ бы достижения этой цели, - подчеркивал он, - есть во всяком случае дело науки"3. "Что сказали бы вы об архитекторе, - писал К. Д. Ушин- ский, - который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить - храм ли... просто ли дом, в кото­ ром жилось бы уютно, красивые ли, но бесполезные торжественные ворота, на которые заглядывались бы проезжающие?.. То же самое ’Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - Изд. 5-е. М.: Политиздат, 2002. С. 48. ^Харламов И. Ф. Педагогика. - Минск: Университетское, 2002. с. 48. 3Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. - СПб., 1909. С. 5. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz