Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
более высоким ступеням (закон взаимного перехода количественных изменений в коренные качественные). При этом каждая ступень ка чественно отлична от всех других. Когда говорят о развитии, предполагают изменение биологи ческого (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. "В педагогике и психологии постоянно сталкивались два под хода к пониманию сущности развития личности - биологический и социологический: первый обуславливает этот процесс сугубо при родным факторами и прежде всего теми, которые присущи человеку от рождения, второй предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы. Целесообразно рассмат ривать личность как целостную систему, в которой находит отраже ние как биологическое, так и социальное. Растущий организм стре мится к реализации собственного "Я" в границах, определенных за датками"1. В педагогике широко используется термин формирование (формирование интеллектуальной, мотивационной и других сфер; формирование гражданственности; формирование личностных ка честв и т. д.). "Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, вос питания и собственной активности личности"2. Формирование - это не педагогическое, а междисциплинарное понятие. Формирование есть некоторый этап относительной завер шенности процесса развития. Путь развития, в процессе которого происходит формирование, называется этапом. Формирование под разумевает некую законченность человеческой личности, достиже ние уровня зрелости, устойчивости. Образовательный и педагогический процесс. Это во мно гом синонимические понятия. Происхождение их можно объяснить следующими обстоятельствами. В одних странах (Германия, Россия, Польша и др.) употребляется термин "педагогика", в других (анг лоязычные страны) этого термина нет, но есть термин "образова ние". Поэтому в одних странах употребляется понятие "образова тельный процесс", в других - "педагогический процесс". В России употребляются оба эти термина. "Образовательный процесс" употребляют тогда, когда хотят раскрыть общественную сторону явления (например, "образова 1 Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Владос, 2004. С. 18. 2Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие / Андреева Г.А., Вяликова Г.С., Тютькова И.А. - М.: В.Секачев, 2005. - С. 137. 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz