Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

воде ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитания есть процесс интериоризации, т. е. перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки. поведение"1. В педагогике понятие воспитание рассматривается в широком и узком смысле слова. Воспитание в широком смысле (как процесс социализации личности ребенка) - это передача социального, производственного опыта, культуры, народных традиций подрастающему поколению. В этом смысле воспитание - категория "вечная", возникшая вместе с человеческим обществом задолго до того, как появилась социальная наука названная педагогикой. Воспитание в узком смысле слова - это целенаправленный, упорядоченный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанни­ ков, направленный на решение тех или иных конкретных задач (Ю.К.Бабанский). В этом понимании воспитание обычно осуществляется в спе­ циальных учебно-воспитательных и образовательных учреждениях (государственных, муниципальных, общественных, частных, религи­ озных), где в роли воспитателей выступают люди, имеющие специ­ альное профессионально-педагогическое образование. Таким образом, воспитание - это целенаправленное развитие личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения (сово­ купность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направ­ ления деятельности и отношения к действительности человека, со­ циальной группы или общества в целом); 3) поведения (как проявле­ ния отношений мировоззрения). Можно выделить виды воспитания: умственное, нравственное, гражданское, трудовое, физическое, эс­ тетическое, половое воспитание и т. д. Образование - понятие сложное и многоаспектное А. В. Луначарский (нарком просвещения первых лет Совет России, литературовед, писатель и драматург, один из образован­ нейших людей того времени) писал: "Наше слово "образование", как и немецкое "Bildung" происходит от слова "образ"... Образованный человек - человек, в котором доминирует образ человеческий". В педагогической теории и в повседневной практике образова­ ние может рассматриваться с разных точек зрения: - Образование как система имеет определенную структу иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разно'Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие для студентов и учителей - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С. 32. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz