Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

В короткие сроки необходимо было вместо мелкобуржуазной, во многом религиозной идеологии, характерной для населения кре­ стьянской страны, утвердить новую - коммунистическую (пролетар­ скую). Проще было это сделать, воспитывая подрастающее поколе­ ние детей, у которых еще не сформировалось мировоззрение. По­ этому ребенок тогда рассматривался, прежде всего, как объект вос­ питания. Это очень четко прослеживается в определениях понятия "воспитание", которое давали выдающиеся партийные и государст­ венные деятели, занимающиеся коммунистическим воспитанием. "Воспитание, - писал М.И. Калинин, - это воздействие на психологию воспитуемого"1. Н.К.Крупская утверждала: "Воспитание - это преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков"2. В 70—80-е гг. ребенок уже рассматривался не только как объ­ ект, но и как субъект воспитания. "Воспитание, - пишет В. А. Сласте- нин, - процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности" Он же рас­ крывает сущность воспитательного процесса, которая заключается в том, "что внешнее (объективное) становится достоянием внутрен­ него (субъективного), переносится в область сознания человека, с тем чтобы найти свое выражение в дальнейшем поведении и дея­ тельности"4. Педагоги-новаторы своей многолетней плодотворной практи­ ческой деятельностью убедительно доказали, что чем больше в процессе воспитания ребенок воспринимается как субъект воспита­ ния, тем выше результативность воспитательной работы. Поэтому В.А.Караковский дает следующее определение воспитания: "Воспи­ тание есть педагогическое управление процессом развития лично­ сти. Но управление не личностью, а процессом ее развития (обще­ ние, совместный поиск истины, воспитание через создание воспиты­ вающих ситуаций, через творческую деятельность"5. А значит, задача воспитателей заключается в том, чтобы соз­ дать условия для саморазвития, самореализации ребенка. Поэтому "...психологическая сущность процесса воспитания состоит в пере­ 1Калиним М. И. О коммунистическом воспитании. - М.: Культпросвет, 1956. - С.48. 2Крупская Н. К. Воспитание: Пед. соч.: В 6 т. / Под ред. Арсеньева и др. - М.: Педагогика, 1979. Т. С.368. 3Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. Ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского: Изд. 2-е. - М.: Просвещение, 1988. - С 93 4Там же. С. 94. 5Караковский В. А. Общечеловеческие ценности - основа учебно- воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 2. - С. 4. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz