Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ Любая наука имеет свой понятийно-категориальный аппарат. Понятие - это мысль, которая фиксирует в себе в обобщенной фор­ ме предметы и явления действительности. Научные понятия отра­ жают существенные признаки предмета, явления, которые позволя­ ют отличать их от смежных с ними предметов и явлений. Категориями науки называют ее предельно общие, фундамен­ тальные понятия, отражающие сущность данной науки, ее устояв­ шиеся, типичные формы отражения действительности. Иногда гово­ рят: "Категория - это широкое понятие". В любой науке категории выполняют системообразующую функцию. Они пронизывают все научные знания, связывают их в це­ лостную систему. В каждой науке есть центральное понятие, которое для нее является стержневым и обозначает весь комплекс явлений, которые изучает данная наука. По мнению академика Б.Т.Лихачева: "В педагогике есть только одно, методологически основополагающее, понятие - категория - "воспитание". Точно так же, как в философии всеобщей и всеопре- деляющей, всеохватывающей категорией является истина, стимули­ рующая стремление к ее постижению, в педагогике как одной из объективно-научных областей искания и познания истины такой ка­ тегорией является истина воспитания. Эта категория - родовое по­ нятие - относится к области сотворения человеческой личности в социуме"1. В отечественной педагогике воспитание всегда рассматрива­ лось как "вечная категория" как важнейший фактор формирования и социализации личности. Однако на разных этапах развития нашего государства цель, задачи, сущность, содержание и методы воспита­ тельной работы в школе неоднократно в корне менялись, отражая особенности социально-экономического и политического развития общества, которое ставило перед системой образования конкретный идеологический заказ. В 20-30-е гг., в период формирования советского тоталитарно­ го государства, школа выполняла установку, записанную в Програм­ ме РКП(б), принятой в 1919 году на VIII съезде партии: "В области народного просвещения РКП(б) ставит своей задачей... превраще­ ние школы из орудия классового господства буржуазии в орудие коммунистического перерождения общества". ’Лихачев Б. Т. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК: Изд. 4-е. - М.: Юрайт,2000. - С. 19. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz