Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

И.П.Ивановым разработаны условия педагогического обеспе­ чения коллективных творческих дел (КТД), названные им "алгорит­ мом содружества" старших и младших. Они представляют собой шесть стадий КТД: предварительная работа воспитателей (опреде­ ление места КТД в решении воспитательных задач, стартовая бесе­ да, коллективная разведка); планирование дела; его подготовка; проведение КТД; подведение итогов; ближайшее последствие КТД (выполнение решений, принятых в результате коллективного анали­ за). Коммунарская методика легла в основу творчества известных педагогов-новаторов В.А.Караковского, А.А.Католикова, А.Н.Тубель- ского, М.П.Щетинина и др. и стала составной частью педагогики со­ трудничества1. Авторами педагогики сотрудничества является большая груп­ па творчески работающих учителей: Ш.А.Амонашвили (начальная школа), И.П.Волков (преподаватель труда), Е.Н.Ильин (учитель ли­ тературы), С.Н.Лысенкова (начальная школа), Л.А. и Б.П.Никитины (родители многодетной семьи), В.А.Караковский (преподаватель ли­ тературы), М.П.Щетинин (преподаватель музыки), В.Ф.Шаталов (учи­ тель математики) и др. Учителя-экспериментаторы, преподаватели различных школь­ ных дисциплин, проработавшие в школе более 25 лет, создали ори­ гинальные, самостоятельные теоретико-эмпирические системы обу­ чения. Инициаторами их объединения стали главный редактор "Учи­ тельской газеты" В.Ф.Матвеев и писатель-публицист С.Л.Со­ ловейчик. На своих встречах педагоги-новаторы сумели обобщить то, что их всех объединяет. Стержень новой педагогической концеп­ ции - сотрудничество детей, учителей, родителей как главная идея, цель и средство воспитания и обучения. Из 18 идей педагогики сотрудничества назовем еще лишь не­ сколько: - Учение без принуждения. Это ядро педагогики сотрудничества. - Идея трудной, но посильной цели и совместная деятельность по ее достижению. - Идея опоры, которая предлагает методику обучения, исклю­ чающую деление детей по способностям. Разработанные учителями формы опор (опорные сигналы и опорные конспекты у В.Ф.Ша- талова, опорные схемы у С.Н.Лысенковой, опорные детали у Е.Н.Ильина и др.) основаны на общем принципе: чтобы самый сла'Подробнее о коммунарской методике см.: Педагогическая энциклопедия. В 2 т. - Т. 1. - М., 1993. С. 457-458; Соловейчик С. Л. Воспитание по Иванову. - М., 1989; Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz