Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

Проблема обобщения передового педагогического опыта дос­ таточно сложна. Дело в том, что "педагогическая теория выполняет две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, она обобщает педа­ гогическую практику, выявляя наиболее общие тенденции, с другой стороны - создает теоретическую базу для практики. На основе тео­ рии организуется методическое обеспечение, разрабатываются пе­ дагогические технологии, рождаются педагогические новации1". О тесной взаимосвязи научной теории и практики в свое время писал А.С.Макаренко: "Я считаю, что воспитательное средство мо­ жет быть выведено только из опыта (и проверено и утверждено по­ ложениями таких наук как психология, биология и др.)"2. Убедительным примером передового педагогического опыта, который остался в памяти нескольких поколений учителей, воспита­ телей, школьников, родителей, педагогической общественности ста­ ла коммунарская методика - система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирова­ ние и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принци­ пах гуманизма. И.П.Иванов и его единомышленники теоретически разработа­ ли ее еще в конце 50-х гг. Впервые опробовали в 1959 году в одном из Домов пионеров г. Ленинграда (И.П.Иванов, Л.Г.Борисова, Ф.Я.Шапиро). Теоретическое и практическое продолжение экспери­ ментальной работы в ЛГПИ им.А.И.Герцена, во Всероссийском пио­ нерском лагере "Орленок" (О.С.Газман, А.Ф.Дебольская и др.) обога­ тили коммунарскую методику. В новом обогащенном виде она полу­ чила название методики коллективного творческого воспитания (КТВ). Суть коммунарской методики (или методики КТВ) определяют 4 положения: 1. Создать коллектив на основе привлекательных для детей идеалов. Центральное звено методики - понятие общей, творческой заботы об улучшении окружающей жизни. 2. Организация деятельности как общественно значимой ("для людей, для близкого и далекого друга"). 3. Построение самоуправление на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность. 4. Особые отношения в коммунарском коллективе, проникну­ тые заботой о каждом ребенке и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехе. 'Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики: Учебник. - М.: Владос, 2004. С. 27. 2Макаренко А. С. Пед Соч.: В 8 т. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1985. С 126. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz