Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

А духовная музыка и духовные стихи в России 18-19 вв. были настолько любимым жанром, что великие композиторы и поэты час­ то использовали их в своем творчестве. Главным источником западно-европейской педагогики стали теоретические идеи Я.А.Коменского (1592-1670), Д.Локка (1632- 1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) И.Г.Песталоцци (1746-1827), И.Ф.Гербарта (1776-1841), А.Дистервега (1790-1866) и др. На развитие педагогической мысли огромное влияние оказали педагогические источники, в которых нашли отражение взглядов русских мыслителей, философов, педагогов. Одним из первых куль­ турно-педагогических памятников России XI века стали "Поучения князя Владимира Мономаха детям". Проблемы познания и обучения разрабатывали древнерусские мыслители: Иоанн Златоуст, Кирилл Туровский, Семеон Полоцкий и др. Научные основы отечественной педагогики заложили научные труды и педагогическая деятельность М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, К.Д.Ушинского, которого по праву считают основате­ лем научной педагогики в России, Н И.Пирогова, Л.Н.Толстого, К.Н.Вентцеля, П.Ф.Каптерева и др. Важным источником научной педагогики являются труды со­ ветских педагогов и психологов. Назовем имена некоторых из них: С.Т.Щацкий, Н.К.Крупская, П.П.Блонский, М.М.Пистрак, А.С.Ма­ каренко, В.А. Сухомлинский, Ю.К.Бабанский, Л. В. Занков и др. Важнейшим источником педагогического знания является пе­ дагогический опыт. Педагогический опыт - это совокупность практически усвоен­ ных знаний, навыков, умений педагогической деятельности. Основу (фундамент) педагогического опыта составляет массовый опыт - усредненный педагогический опыт работы школ (города, региона, страны). Педагогическую науку интересует в первую очередь передо­ вой опыт, т.е. дающий более высокие результаты, чем массовый опыт, в учебно-воспитательном процессе. "Передовой педагогический опыт - творческое, активное ос­ воение преподавателем знаний, умений и навыков в воспитательно­ образовательной сфере на основе постоянного поиска, открываю­ щего новые педагогические факты, создающие ценности, ранее не­ известные в педагогической науке и школьной практике или сущест­ венно модифицирующие известное"1. ’Краткий педагогический словарь/ Андреева Г.А., Вяликова Г.С.,Тютькова И. А. - М.: Секачев, 2005. С. 103. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz